Фильм "Незнакомка" братьев Дарденн. Сухой отжим европейской души

 

Героиня фильма "Незнакомка" ("Неизвестная" в российском прокате. — Ред.) — доктор Женни — образец ответственности и профессионализма. Она оказывает медицинскую помощь малообеспеченным слоям населения. Страховать ее саму некому: на работе Женни должна быть и врачом, и психологом, и просто уметь вовремя поддержать пациента добрым словом. Ее ждет переход в частную клинику — там поспокойнее, да и платят получше. Но во время последнего дежурства в дверь травмпункта кто-то торопливо звонит — уже после закрытия. Женни решает не открывать дверь, попросту не придав значения звонку. А на следующий день полиция сообщает: неподалеку найдено тело неизвестной девушки. Испытывая угрызения совести, Женни пытается самостоятельно установить личность убитой. И в конце концов решает остаться на прежнем рабочем месте, продолжая оказывать помощь бездомным и приезжим. Тем самым она хотя бы частично искупит свою вину перед незнакомкой.
Совесть, вина, ответственность — это главные темы братьев Дарденн. Братья занимаются исследованием конкретно европейской души. Когда-то это была целиком российская тема. Российская культура когда-то владела 100%-ным пакетом акций ООО "Душа". Европейцы знали еще полвека назад, что есть огромная монополия под названием Dostoevskiy, а им остается только мелкое кустарное производство.
Сегодня все иначе. Попробуйте сейчас найти что-нибудь о душе в нашем кино — так, чтобы вот именно тема души была главной, а не орнаментом для мистики, религии, нефти, расследований, государства… Европейская душа в этом фильме показана максимально реалистично, без завываний и сюсюканья: в каких-то банальностях и бессмысленной повседневности. Это сухой отжим души. Собственно задача Дарденнов — показать, что остается от душевных качеств человека не в книжном, а в прагматичном и жестоком мире. Этот вот остаточек их интересует.
Второй важный момент для российского зрителя — это социальная реальность, или, точнее даже сказать, инфраструктура, которая тут является важной составляющей фильма. Женни работает в маленьком городе, в бедном социальном районе, в травмпункте. Целый день она бегает с чемоданчиком по пациентам. А также оказывает помощь мигрантам, которые не сообщают ей никаких обстоятельств и, естественно, скрывают имена. Они только предъявляют Женни свои раны, которые, впрочем, могут рассказать опытному врачу о пациенте почти все. Перед нами незаметно приоткрывается сама структура общества, социальные связи, уровень коммуникации.
Понятно, зачем режиссерам нужна Женни. Им нужен именно работающий человек, от работы которого общество напрямую зависит. Им нужен кто-то, на кого они могли бы опереться, но с каждым фильмом найти такого человека все труднее. Социальная ткань современного общества ускользает, утекает, скрывается; человек как таковой в этом виртуальном муравейнике почти незаметен.
Начиная с середины 1990-х почти все картины братья сняли в Льеже (город на востоке франкофонной части Бельгии, в 100 км от Брюсселя). Но в этом фильме город сам по себе неважен. Важна автомагистраль.
Действие "Незнакомки" большую часть времени происходит около нее или на ней. Автомагистраль — это и есть настоящий город, это и есть настоящая современность, в которой — или вдоль которой — все мы сегодня живем. И проносимся мимо друг друга с космической скоростью.