"Выборжец" вложит 3 млрд рублей в томаты и салаты в расчете на рост спроса

Агрофирма "Выборжец" вложит 3 млрд рублей в выращивание томатов и салатов. Аграрии рассчитывают на рост спроса и не боятся турецкого импорта.

Агрофирма "Выборжец" вложит в расширение тепличного комплекса 3 млрд рублей, 80% из которых заемные средства. На дополнительных 5 га планируется строительство теплиц, где будут выращивать томаты, салаты и зелень. Проект стартовал в июне, в настоящее время ведутся строительные работы. Первую продукцию планируется получить в октябре 2017 года. Срок окупаемости составит 5–7 лет.
"Мы планируем выращивать дополнительно около 1 тыс. т томатов и 15 млн штук горшков и упаковок зелени и салатов — это ромен, листовой салат, руккола, базилик, укроп, петрушка, кинза, щавель, шпинат, мята и т. д. Мы видим, что потребление зелени растет из года в год примерно на 5%, плюс ощущается потребность в расширении ассортимента. Сегодня практически вся нестандартная зелень на прилавках иностранного происхождения", — говорит Александр Бельковец, директор по продажам ЗАО "Выборжец".
По итогам 2015 года объем производства агрофирмы составил 15 тыс. т овощей — это томаты, огурцы и зелень. Оборот в 2015 году — 1,7 млрд рублей. Компания владеет тепличным комплексом ЗАО "Карельское" (объем производства 7 тыс. т овощей по итогам 2015 года) и является лидером по производству овощей закрытого грунта на Северо–Западе.
Владельцами ЗАО "Агрофирма "Выборжец" являются генеральный директор Александр Заклепкин (48,70%), Елена Саблина (48,07%) и Николай Курицын (0,010%).

Всеобщее расширение

В прошлом году областные теплицы произвели 26,4 тыс. т овощей — огурцов и томатов (118,6% к 2014 году), из них только 2,1 тыс. т томатов.
Крупнейшие производители овощей закрытого грунта в Ленобласти — хозяйства "Выборжец", "Круглый год", "Молодежный". Однако действующие предприятия не покрывают потребности города и области в овощах закрытого грунта. По данным ИК "Технологии роста", емкость рынка в СЗФО составляет 180–190 тыс. т овощей в год. Доля местных теплиц составляет всего 33%, еще 12–15% обеспечивают другие регионы РФ, остальное — импорт.
В итоге все местные производители расширяют мощности. Так, "Круглый год" запланировал вторую очередь проекта, которая предполагает строительство теплиц еще на 5 га с объемом инвестиций 1,9 млрд рублей.
Холдинг "Титан–2" экс–сенатора Григория Нагинского совместно с ИСГ "Сплав" экс–совладельца банка "Таврический" Олега Захаржевского построит тепличное хозяйство на 15 га для выращивания овощей в Сосновом Бору, рядом с ЛАЭС. Участники рынка оценивали проект в 3 млрд рублей.
Активное расширение идет и в других регионах. Так, в Ставрополье компании "Эко–культура" и голландская KGP Greenhouses потратят 130 млрд рублей на строительство 425 га теплиц. Петербургские бизнесмены Сергей Рукин и основатель Yota Сергей Адоньев создали компанию "Технологии тепличного роста", которая занимается строительством теплиц в регионах. Всего в России нужно построить 2 тыс. га теплиц для самообеспечения овощами закрытого грунта.

Политическая угроза

Вместе с тем против производителей может сыграть нестабильная политическая ситуация. Так, например, год назад Россия запретила ввоз турецкой продукции после того, как турецкие военные сбили российский военный самолет. Но после извинений властей правительство сняло запрет на поставки цитрусов, хотя на овощи он все еще действует. Владимир Кучерук, коммерческий директор "РеалЪ Свежие продукты", сетует на качество овощей местных производителей.
"Товар в основном очень дорогой и не очень вкусный, причем не всегда можно быть уверенным, что он действительно был произведен в России", — говорит он. В магазинах сети ежегодно продается 70 тыс. штук салатов в горшочках и 200 т томатов, при этом продажи этой категории стабильны.
А в сети "Дикси" говорят, что локальная продукция востребована покупателями — доля российских поставок в категории овощей и фруктов в сезон может превышать 80%. "На сегодняшний день российские производители полностью обеспечивают сеть необходимым объемом зелени и горшечных салатов высокого качества. Томаты — также одна из наиболее востребованных позиций", — отмечают в пресс–службе.
В других сетях говорят, что покупатель предпочитает товар низкого ценового сегмента, "голосует рублем". "Турецкие томаты могут составить серьезную конкуренцию по ценам. Скорее всего, сейчас мы прочувствуем поставки из Марокко, где цены более доступны, качество стабильно", — отмечают в одной из сетей.
Качество товаров местных поставщиков порой недостаточно высоко.