Проект "Биржи стартапов" по производству тонизирующей жвачки привлек 10 млн рублей инвестиций

Проект с "Биржи стартапов", производство тонизирующей жвачки "Энергон", привлек инвестиции — 10 млн рублей.

Участник сентябрьской "Биржи стартапов" — петербургская компания "Энергон Рус" нашла инвестора для развития своего бизнеса по производству и дистрибуции энергетической жевательной резинки. Ее производят в США на фармацевтическом заводе в Балтиморе (выпускает витамины, жвачку и биодобавки), а фасуют и упаковывают в Гатчине.
Бодрящая жвачка под брендом "Энергон" продается не только в России, но и в Белоруссии и Казахстане. В России торговля идет через 2 тыс. точек, в основном это АЗС, в Петербурге — станции Shell, "ЛУКОЙЛ", ПТК, Statoil.

Для тех, кому водить

В "Энергон Рус" вложился частный инвестор: он получил долю 25% за 10 млн рублей. По словам совладельца компании Романа Матвеева, бизнес-ангел знал проект давно, так как был знаком со вторым соучредителем фирмы, Михаилом Шипулиным, еще с середины 2000-х годов.
"Инвестор наблюдал за нами с момента запуска стартапа: мы консультировались у него по техническим и организационным вопросам, — уточняет Роман. — В 2016 году он решил заняться инвестированием и вложиться в проекты из реального сектора, до этого момента работал в IT-структурах".
Для фирмы, развивающейся с 2011 года, эта сделка — только первый опыт работы с инвестором.
Идею для совместного проекта Роман и Михаил искали целый год. Помог родственник Михаила, живущий в США, который рассказал о любви американцев к конкуренту напитков-энергетиков — тонизирующей жвачке. Он же помог партнерам наладить контакт с местным заводом.
В 2011 году в РФ энергетической жвачки не было, утверждает Роман: те, кто знал о существовании резинки, заказывали ее из-за рубежа.
На запуск производства, разработку формулы и маркетинг потратили 3,5 млн рублей. Продажи в РФ начались в 2012 году, тогда за год удалось реализовать 52 тыс. упаковок жвачки. В 2015 году — уже 415 тыс.
Выручка за первый год работы компании составила около 3,8 млн рублей. В 2015 году — 24,7 млн рублей.
"В качестве целевой аудитории мы сразу выбрали водителей, — вспоминает Роман. — Мы посчитали, раз в РФ около 40 млн автомобилей, то мы найдем, кому предложить этот продукт. Оценили емкость рынка России для себя только в этом сегменте в 1,25 млрд рублей".
Стартап не собирается ограничиваться продажами на АЗС и сейчас ведет переговоры с центральными и региональными ретейл-сетями. С некоторыми из них работа уже началась: в Петербурге это "Семья", "Буквоед", Spar.
"С приходом инвестора мы получили дополнительные возможности для работы с сетями: контакты и уверенность в масштабировании бизнеса за счет привлечения высокооплачиваемых профессионалов", — говорит Роман. Сейчас над проектом работают 20 человек.

С удвоенной энергией

Благодаря выходу в ретейл годовой оборот фирмы в этом году может вырасти до 50 млн рублей. Чтобы увеличить объемы производства и удовлетворить нужды ретейлеров, стартап ищет нового инвестора. Речь идет о сумме от 15 млн рублей.
Кроме того, в будущем фирма займется экспортом жвачки в Европу и США. Один из американских ретейлеров уже заинтересовался такими поставками, но для выхода на этот рынок снова будут нужны вложения.
Основные игроки рынка энергетиков в РФ — это PepsiСо (напиток Adrenalin Rush), Red Bull (Red Bull и Bullit), Coca–Cola (Burn). Энергетики употребляют 14% россиян, это около 163 млн л в год, или $50 млн. В I квартале 2016 года продажи энергетиков выросли на 6%.