Если нет денег на трансграничный иск

 

Кризис сильно повлиял на связи российских участников ВЭД со своими зарубежными партнерами. Большая часть трансграничных сделок, которые не были исполнены в связи с девальвацией рубля и санкциями, заключались по иностранному праву и подсудны иностранным судам. В случае конфликта не все готовы нести затраты на суд и последующее исполнение решения суда за рубежом. Сроки и судебные издержки заставляют договариваться на невыгодных условиях или отказываться от претензий, утратив право на иск за истечением срока давности. Но есть альтернативное решение — судебное финансирование (litigation funding) — инвестиционное предоставление средств для ведения судебного процесса. Инвестор (обычно это специализированная фирма) оплачивает судебные расходы, расходы на юристов, экспертов — все, что может потребоваться для суда.
Принимая на себя риски, связанные с возможным проигрышем процесса, инвестор получает 20–50% суммы удовлетворенных исковых требований. В случае проигрыша инвестор не получает ничего, но вера в справедливость судебной системы (зарубежной) так велика, что многих этот риск не останавливает.
Встранах Европы и в США инвесткомпании, финансирующие судебные иски, за последние 20 лет получили взрывной рост. Для примера: основанная в 2009 году английская компания Burford capital, один из лидеров отрасли, сегодня имеет капитализацию более $1 млрд. Десятки других фирм, акции которых не котируются на бирже, успешно собирают деньги у частных и корпоративных инвесторов, демонстрируя доходность 20–30% годовых, существенную для неизбалованных европейских инвесторов. Такие результаты связаны с тщательным отбором исков, которые принимаются к финансированию. Впечатляет проект платформы по финансированию судебных исков lexshare.com, которая стартовала в 2014 году и уже имеет десятки успешных проектов.
Надо учитывать, что в некоторых странах финансирование судебных процессов третьими лицами запрещено. Так, в этом году Верховный суд Ирландии указал, что извлечение третьим лицом финансовой выгоды из результатов судебного процесса создает неоправданные риски для эффективного и справедливого правосудия.
Как подать заявку? Во–первых, надо изучить требования инвестора, которому она подается, так как у большинства существует ограничение по минимальной сумме иска: она колеблется от сотен тысяч до миллионов евро. Во–вторых, некоторые инвесторы требуют заключение о перспективах судебного процесса, выданное признанной международной юрфирмой. Третий важный критерий — реальность взыскания присужденных сумм.
В России подобные фирмы отсутствуют. Однако очевидно, что существовали и существуют проекты с привлечением третьих лиц для финансирования имущественных споров. Но с учетом состояния нашей судебной системы и технологий, используемых такими инвесторами, это направление финансовых инвестиций является глубоко непубличным.
Автор - управляющий партнер "Лигал Студио"