Ренессанс хозяйственного права

Автор фото: Коньков Сергей

 

Рейтинг юридической отрасли Петербурга, несмотря на некоторые болезни роста, невозможные при запуске любого начинания, довольно информативен. Налицо увеличение доли уголовного права и юристов, специализирующихся на беловоротничковой преступности на рынке, что и немудрено, когда, как мы можем видеть каждый день из новостей, уголовное право в нашей стране теперь подменяет и гражданское, и трудовое, и административное.
На юридическом рынке города четко видна тенденция, характерная для экономики в целом: классический бизнес в лице известных компаний, зарабатывающих на услугах реальному сектору экономики и обслуживающий рынок в целом, стремительно сжимается, тогда как новые компании, неизвестные на рынке, но знакомые менеджменту конкретных крупных бюджетораспорядителей, столь же стремительно растут. Так и у нас появляется все больше фирм с большим количеством юристов, но не известных ни товарищам по цеху, ни деловому сообществу.
В международных рейтингах, чтобы не смешивать хищников и травоядных, существует целый ряд показателей, демонстрирующих эффективность юридического бизнеса, таких как PPP (profit per partner, прибыль в расчете на партнера), PPL (profit per lawyer, прибыль в расчете на юриста), а также VPP (value per partner, выручка на партнера) и VPL (value per lawyer, выручка на юриста). И когда у фирмы какой–либо из этих показателей слишком высокий или слишком низкий, участники рынка понимают, что речь идет не о классическом юридическом бизнесе, а о какой–то иной — часто не совсем рыночной — модели, где либо доходы компании непрозрачны, либо сама компания в принципе не является центром прибыли для своих владельцев–партнеров, а предназначена для обслуживания интересов узкого круга заказчиков, которые, возможно, сами ее и создали.
Именно это сегодня происходит на юридическом рынке в Петербурге и в России вообще. Мы видим, что правовой бизнес в чистом виде постепенно уходит в прошлое, уступая место маленьким новым фирмам, которые часто по сути своей являются компаниями одного клиента.
И это четко коррелирует с картиной, которую мы наблюдаем в российской экономике: классический рыночный бизнес чистой воды стремительно поглощается государством и окологосударственными бизнес–структурами. И карманные подрядчики с карманными поставщиками работают на "своих" заказчиков во всех отраслях этой экономики, так что юристы здесь далеко не одиноки.
Несмотря на то что эта тенденция меня не радует, не могу сказать, что она ведет к полному исчезновению юридической отрасли. Ведь, как мы помним, юристы были востребованы и в плановой экономике: на каждом крупном советском предприятии были свои юрисконсульты, и существовали государственные арбитражи, которые разбирали споры между этими предприятиями. Право, регулирующее эти отношения, называлось хозяйственным, и я думаю, именно ренессанс хозяйственного права нас и ожидает, просто называться оно будет по старинке коммерческим.
Автор - управляющий партнер "Дювернуа лигал"