Блоги "ДП". Бизнес по-русски: версия Сергея Бодрунова

Автор фото: Ермохин Сергей

 

Отличие нашего российского бизнеса от бизнесов тех стран, где мне приходилось работать, состоит в том, что наш бизнес очень быстро учится.
Наши компании присутствуют в пространстве мирового бизнеса всего 20-25 лет, но наши менеджеры, инвесторы демонстрируют подчас очень глубокое понимание состояния мировой экономики, состояния рынков, механизмы работы на рынках, и финансовых, и индустриальных, и торговых, и т. д. Темпы усвоения нашими специалистами, предприятиями знаний в этой сфере – очень высокие.
Второе отличие состоит в том, что наше коммерческое право сильно отстает от своих аналогов в ряде западных стран. Наш бизнес опирается больше на понятийный аппарат, чем на формальные процедуры, и реже использует механизмы формальных процедур для продвижения и защиты своих интересов, для развития бизнеса и т. д. Особенно в сфере партнерских связей.
В этом плане нам надо перейти к пониманию, что работать надо по правилам, а не по понятиям. И что нужно пытаться там, где это возможно, влиять на формирование этих правил и делать их такими, чтобы работать было удобно и целесообразно. В последние годы прогресса по этому вопросу нет. Наше правительство делает шаг вперед и тут же два шага назад.
Например, предпринимаются некоторые меры по улучшению инвестиционного климата, особенно в промышленности. Это можно приветствовать. В то же время многие законы, которые принимаются сейчас, отступают от этой линии поддержки развития предпринимательства, уточнения границ его свободы.
Это относится и к несостоявшейся декриминализации законодательства в той части, которая касается предпринимателей. О ней было широко объявлено, но ничего не было сделано. Это касается и деофшоризации: объявили об одном, а на деле в подзаконных актах было полностью дезавуировано то, что было заявлено в качестве основной идеи.
И я не думаю, что в целом правовая база российского бизнеса сильно улучшилась за последние 5-10 лет.
Автор — учредитель Санкт-Петербургской инвестиционной компании.