Крепостные XXI века

По данным правозащитников, более миллиона человекв России содержится в рабстве.

На днях житель Подмосковья обнаружил в приобретенных стройматериалах записку с призывом о помощи: мол, на стройке в Братске рабочих принуждают к труду, отобрав у них паспорта. Правоохранители проверили предприятие, но никаких рабов не нашли. Уже даже появилось предположение, что записка — дело рук какого–то шутника. Выдохнув, что рабов в Братске нет, можно было бы даже посмеяться над неудачной шуткой, если бы не мировая статистика. По данным Walk Free Foundation, ежегодно публикующей отчет Global Slavery index, сейчас в мире насчитывается 45,8 млн современных рабов. Международная организация труда называет цифру 21 млн человек, отмечая, что ежегодно три человека из тысячи привлекаются к принудительному труду.

Главные рабовладельцы XXI века

В Мавритании, по данным местных правозащитников, количество проживающих в рабстве людей в начале XXI века превышало полмиллиона человек (почти 20% населения). Власти, правда, уверяли, что рабов в стране нет. А представители некоторых организаций и вовсе делали заявления в лучших традициях XIX века: мол, рабы (те самые, которых нет) давно смирились со своей участью и буквально сами противятся освобождению. В Walk Free Foundation все же решили, что на данный момент рабов в стране не более 43 тыс., и поместили страну на седьмое место в рейтинге самых неблагополучных с точки зрения принудительного труда стран.
На первом же месте оказалась Северная Корея. Там, если верить данным Global Slavery index, в рабстве проживают 1,1 млн человек. В 2014 году СМИ со ссылкой на южнокорейских правозащитников сообщали о том, как подневольных северокорейских рабочих отправляют в другие страны, а деньги за их труд якобы получает руководство КНДР. По некоторым оценкам, правительство Северной Кореи зарабатывает до $2 млрд за счет принудительно отправленных в другие страны рабочих.
Недалеко от Северной Кореи ушел и Узбекистан; там насчитывают около 1 млн человек, принуждаемых к труду (это почти 4% населения страны). Среди других неблагополучных в этом плане стран — Индия, Камбоджа, Афганистан, Мьянма, Судан, Ливия, Конго и Сомали. Африканские страны в этом списке многих мало удивят. Но вот Ангола, Мозамбик и Нигерия уже обогнали Россию в решении проблем современного рабства.
Процент принуждаемых к труду в этих странах около 0,5%. В России же насчитали 1,05 млн живущих в рабстве людей, а это около 0,7% от всего населения страны.

В 1861–м не разобрались

По умолчанию проблема рабства считается в России решенной еще в конце XIX века. На практике же записки с призывами помочь тем, у кого отняли паспорт и принуждают работать, редко оказываются шутками. Всего несколько дней назад из трудового рабства в Дагестане освободили жителя Волгограда, ранее — жителя Саратова. По оценкам организации "Альтернатива", в трудовое рабство в России ежегодно попадает около 5 тыс. человек. Известны и расценки современных работорговцев — человеческая свобода может быть оценена в 30–100 тыс. рублей. Схема, как правило, одинакова: человеку обещают высокий доход, а позже приглашают в кафе обсудить детали. Там потенциальному рабу подсыпают в напиток (не обязательно в алкоголь, речь может идти о чае или кофе) наркотические средства и везут на "место работы". Ряд жертв подневольного труда сообщали об избиениях, другие отмечали относительно "человеческие" условия и даже большие порции еды. Но суть от этого не меняется — людей удерживают против их воли, не давая возможности уйти.
В благополучных с точки зрения того же Global Slavery index странах тоже случаются отклонения от привычной идиллии. Например, в 2012 году в Великобритании полиция выявила целую семью, на протяжении 15 лет принуждавшую к работе на собственной ферме сотни рабов.
Обнаруженные правоохранителями люди признавались, что им пообещали высокую заработную плату, а вместо этого содержали в конюшнях, почти не кормили, а за попытку побега угрожали избить или даже убить.