Историк Лев Лурье, насмотревшись на колонну новоиспеченных чекистов на "Гелендвагенах", вспомнил, что у Вито Корлеоне было два сына. И так получается, что многие молодые барчуки выбирают путь Сантино.
Произошла серия незначительных инцидентов, привлекших всеобщее внимание. Вечеринка Кокорина и Мамаева в Ницце. Колонна "гелендвагенов" с новоиспеченными чекистами. Гонка Павла Астахова (сына "Ну, как поплавали?") на Porsche Cayenne и его неизвестного дружка на Smart по амстердамской набережной. К этой же серии нетрудно подверстать и сыновей генерального прокурора.
Общественность обсуждает прежде всего источники доходов героев новостей, проблемы корпоративной этики, отсутствие скромности и недостатки воспитания. Мне кажется, недостаточное внимание уделяется эстетике.
На открытии памятника Пушкину в Москве 6 июня 1880 года Достоевский выступил с речью, получившей потом название "пушкинской". Федор Михайлович нашел главную, по его мнению, особенность русской культуры — ее "всемирную отзывчивость".
И правда, русская культура за короткие в историческом смысле сроки сумела усвоить образцы, догнать, а иногда и перегнать Европу в таких чуждых допетровской Руси искусствах, как балет, инструментальная музыка, беллетристика. Русские европейцы не уступали в знании западной культуры ее носителям. Запад определял и высокую культуру, и бытовую. Иногда способность абсорбировать создавала шедевры, иногда воспринималась как жалкая пародия на западный гламур. Вообще, подражание подразумевает преувеличение. Расклешенные джинсы должны были быть еще шире, чем в голливудских фильмах, подкладные плечи делали обладателей пиджаков Шварценеггерами, а дам — Мадоннами. Вспомним последнюю серию клипов Анны Пармас на песни Сергея Шнурова про ЗОЖ, сумку "Прада", выставку Ван Гога.
Но Россия испытывала не только западные, но и восточные влияния, от ордынских до северокавказских. Это могли быть "Шехеразада" Римского–Корсакова в шароварах Льва Бакста, но также и пристрастие к крепостным гаремам, нечеловеческой роскоши, шашлыку по–карски. Из Средней Азии была заимствована любовь к золотым фиксам. Русские свадьбы подчас напоминают узбекские. Невероятная общенациональная, всесословная любовь к отелям "все включено" в Мармарисе и Хургаде.
Сейчас в качестве образцов для абсорбирования барчуки выбирают две основные модели — арабскую и латиноамериканскую.
Мир шейхов, думается, приходит в русскую жизнь через северокавказское окно. "Стечкин" с золотым курком; свадьбы с процессиями на автомобилях стоимостью с самолеты и непременной стрельбой; азартные гонки по мирным улицам. Любовь к эстрадным знаменитостям, загородные коттеджи, похожие на крепости, домашние зоопарки. Огромные яхты, как у саудовских принцев. Покупка недвижимости в Лондоне. Если любовница, то принцесса Диана.
Другое дело — Латинская Америка. Марат Гельман как–то рассказывал про Майами. С одной стороны — целые кварталы, скупленные мексиканскими наркобаронами, беглыми гондурасскими и гаитянскими генералами секретных служб и экс–диктаторами. С другой — огромная выставка современного искусства, коктейли, конгрессмены США, Тарантино, профессора Гарварда, Бэнкси, братья Чепмен, Илья Кабаков — все то, что дает почувствовать статус и респектабельность. Впрочем, приезжих штатских все равно предупреждают — в лица особенно не всматривайтесь: кокаиновые короли не любят публичности, последствия могут быть непредсказуемыми.
Как мы помним, у Вито Корлеоне было два сына — старший, Сантино, и младший, Майкл. У нынешних молодых скоробогачей два пути. Путь Сантино — машины, пистолеты, модели. Веселые, свирепые азиаты, опирающиеся на клановые связи и не озабоченные интеграцией в западную жизнь. Братва, пацаны, молодые офицеры ФСБ, футболисты российской сборной. Путь этот не исключает рисков, особенно для спортсменов. Смотрите, как чудно распорядились своими капиталами и семейной жизнью Андрей Аршавин и Александр Кержаков. Есть и путь Майкла. И наиболее разумные родители стараются: отправляют детей в Итон или Рагби, потом в Принстон или Оксфорд. Пусть поживут по–латиноамерикански, с неизвестно откуда взявшимися отмытыми капиталами и репутациями, но в полной безопасности. Лондон шейхами не удивишь.
Там "новые латиноамериканцы" и остаются. С нами остается золотая молодежь, выбравшая Азию.