Половина торговцев пивом не успела подключиться к системе "ЕГАИС"

Россия, Санкт-Петербург. Завод пивоваренной компании "Балтика".

С 1 июля все розничные продавцы алкогольных напитков обязаны отчитываться о продажах в системе "ЕГАИС". К настоящему моменту к системе подключилось 56% торговцев пивом и 94% организаций, имеющих лицензию на розничную торговлю алкогольной продукцией.  

С 1 июля городские предприятия, торгующие алкоголем в розницу, обязаны передавать данные о продажах в систему "ЕГАИС". Ранее, с 1 января, компании начали отчитываться о закупках у поставщиков. Согласно данным с портала "Росалкогольрегулирования", по состоянию на 29 июня в Петербурге к ЕГАИС подключилось 56% (из 4930) организаций и ИП, продающих в розницу пиво и другие слабоалкогольные напитки, и 94% (из 6295) торговцев, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.  
Как пояснили в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка, 6% (398) организаций-лицензиатов не подключились к системе в основном потому, что у них либо истек срок действия лицензии, либо компании находятся в стадии ликвидации. Таким образом, отмечают в комитете, почти все участники рынка, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии, подключены к ЕГАИС. Вместе с тем по состоянию на 29 июня только 57% из них передают сведения о своих продажах в систему. Остальным с 1 июля грозят штрафы: 10-15 тыс. рублей для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и 150-200 тыс. рублей для юридических лиц.  
Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА)  Вадим Дробиз считает: "Показатель 57% — это великолепный результат, который позволяет говорить о том, что система не демонстрирует серьезных сбоев". Вадим Дробиз полагает, что оставшиеся 43% подключенных к ЕГАИС компаний также способны с завтрашнего дня начать передавать регулятору данные о продажах. "Если торговая организация не передает сведения в ЕГАИС, это не значит, что она нарушает закон. Может оказаться, что в этот момент магазин прикрыл витрины и выжидает, как с системой справятся его конкуренты. В любом случае штрафы должны незамедлительно последовать, только когда розница продает алкоголь и при этом игнорирует систему", — рассуждает эксперт. По его мнению, на полную наладку работы с ЕГАИС магазинам стоит дать еще минимум 3 месяца, а начиная с октября у всех торговых компаний система должна работать оптимально.
Как это работает
Все розничные магазины должны отпускать алкоголь, используя 2D-сканер штрихкода. Кассир, отпуская алкоголь, будет считывать сначала торговый штрихкод EAN–13 c этикетки бутылки, а затем двухмерный штриховой код: для отечественной продукции — с федеральной марки, для импортной — с акцизной марки. После подтверждения факта продажи бутылки в ЕГАИС на чеке отразится QR-код, по которому можно отследить покупку в системе.
Как сообщили в пресс-службе ГК "ДИКСИ", сети магазинов "ДИКСИ", "Виктория" и "Мегамарт" полностью готовы к передаче данных о продажах в систему "ЕГАИС": "Благодаря поэтапному подключению большинство возникавших в ходе тестирования вопросов были успешно решены". Например, помимо внедрения необходимого программного обеспечения, оснащения касс специальными 2D-сканерами и обучения сотрудников, ГК "ДИКСИ" внесла изменения в работу с партнерами в части логистики и договорных отношений.
В ГК " ДИКСИ " отмечают, что среди сложностей, с которыми компания столкнулась в начале тестирования системы, были проблемы со считыванием акцизных марок, что замедляло работу кассиров. "Сегодня благодаря совместным усилиям и взаимодействию сторон считываемость акцизных марок близка к 100%. Сканирование занимает не больше времени, чем при обычной продаже до внедрения системы", — подчеркивают в компании.
Вместе с тем для баров отчеты о продажах в системе "ЕГАИС" заменяются простым ведением журнала, который сотрудники заполняют от руки (при этом закупки у поставщиков все равно делаются через ЕГАИС).
Главный бухгалтер сети пивных баров "SПб" Марина Чагина рассказывает, что внедрение системы "ЕГАИС" показало как плюсы, так и минусы. "Облегчение состоит в том, что теперь после принятия накладных от поставщиков можно заполнить алкогольную декларацию нажатием одной кнопки. Для управляющих барами добавилось забот: им надо контролировать, чтобы бармены вносили в журнал учета продаж данные о вскрытии кегов. А мне, в свою очередь, нужно контролировать по этому вопросу 22 управляющих", — говорит Марина Чагина.
Специалист также поясняет, что специфика работы в общепите невольно вынуждает торговцев пивом подавать данные, расходящиеся с реальностью. "Открытый кег может продаваться в течение 5 дней, поэтому его вскрытие автоматически не означает сиюминутную продажу пива. К тому же в местах с невысокой проходимостью пиво может скиснуть, но государство посчитает, что кег продан целиком, а на деле бар отправляет товар на списание. В том, как подавать отчеты о списанных остатках, мы еще не разобрались", — рассказывает Марина Чагина.
Согласно "Петростату", в январе-мае 2016 года в Петербурге организациями оптовой торговли продано 3002,1 тыс. дкл спиртных напитков (на 31,7% меньше, чем в январе-мае 2015 года), из них 1553, 8 тыс. дкл — объектам розничной торговли и общественного питания (больше на 16,3%).