Дмитрий Быковских (29 лет) вместе с совладельцем группы компаний Socialist Пашей Романовским вот уже 3–й год работает над стартапом Solomoto. Эта площадка помогает представителям малого и среднего бизнеса самостоятельно продвигать себя в цифровой среде. В стартап уже вложено более $10 млн, а сам он оценивается в $40 млн.
Прежде чем создать собственный бизнес, Дмитрий успел поработать в нескольких стартапах в самых разных областях и в 2010 году осел в компании Socialist у бизнесмена Паши Романовского (именно так его имя записано в паспорте). Дмитрий стал креативным директором фирмы. Socialist занялся продвижением крупного бизнеса на разных медиаплощадках.
"С бюджетом меньше $10 тыс. клиент в Socialist зайти не мог. В какой–то момент крупные бренды были охвачены, и мы поняли, что нам нечего предложить тем, кто поменьше", — вспоминает Дмитрий.
Предприниматели стали думать, как удешевить свои услуги для новых клиентов, и довольно быстро догадались, что без автоматизации и технологической разработки дело не пойдет. Было желание купить стороннюю программу, но не нашлось ничего стоящего. Так и родился проект Solomoto: технологию стали разрабатывать внутри компании. Целевой аудиторией сервиса наметили представителей малого и среднего бизнеса: они нуждаются в инструменте для самостоятельной раскрутки бизнеса в цифровой среде.
И жнец, и на дуде игрец
"Сегодня, чтобы быть успешным бизнесменом, надо быть медиапланером, дизайнером, шарить в "Яндекс.Директе", создавать сайты и правильно писать пресс–релизы, — рассуждает Дмитрий. — При этом надо успевать заниматься делом, например доставкой стройматериалов. И если крупный бизнес просто наймет себе агентство, малый вынужден справляться сам, не имея времени даже разобраться во всем многообразии возможностей".
Между тем, говорит он, технологическое отставание между малым бизнесом и его клиентами растет в геометрической прогрессии: у трети некрупных российских фирм сейчас нет даже сайта, тогда как их покупатели давно перешли с веб–сайтов в соцсети. Малый бизнес едва освоил "Вконтакте", а покупателям уже надоел Instagram. "Спасти малый бизнес в эпоху цифры от этого отставания и призван Solomoto, — говорит Дмитрий. — Допустим, вы владелец небольшой пиццерии и делаете очень хороший продукт, но рядом с вами открывается пиццерия крупного бренда. Вы мгновенно начинаете терять аудиторию, даже если пицца у конкурентов заметно хуже, так как крупный бизнес может позволить себе CRM, маркетинг, call–центр и прочее".
Пользуясь Solomoto, можно создать представительство компании в Интернете (сайт, интернет–магазин, оформление для групп в соцсетях) и активно его продвигать при помощи контекстной рекламы, рекламы в соцсетях и т. д. Все можно делать, не обладая знаниями ни в программировании, ни в маркетинге.
По сути, это SaaS–платформа (software as a service — программное обеспечение как услуга), насчитывающая 300 категорий с уже готовым контентом для соцсетей: текстами, картинками и рекламными стратегиями. Основная целевая аудитория Solomoto — в России, а также в Бразилии и Мексике. Сейчас на платформе зарегистрировано более 100 тыс. бизнесов со всего мира.
Охота на инвестора
Первые внешние инвестиции Solomoto получил спустя год после того, как была написана первая строчка программы, — в 2015 году. Тогда в стартапы с российскими корнями вкладывались не очень охотно из–за политической обстановки. И все же Solomoto своего инвестора нашел. Им стал венчурный фонд Blumberg Capital, который выкупил за $10 млн 25% акций.
Прямых связей в фонде у проекта не было, уверяет Дмитрий. Прежде чем стартап договорился с Blumberg, Solomoto вели переговоры с несколькими международными инвестиционными фондами.
В результате сделки мажоритарный пакет акций остался у Паши Романовского. Сейчас он продолжает выводить Solomoto на международный рынок. Дмитрий тоже владеет частью акций и руководит российском офисом, выполняя роль продуктового директора.
"Преимущество Solomoto — в предоставлении полного набора инструментов для продвижения бизнеса, — считает партнер Senior Advisors Вадим Баткин. — В этом же и его недостаток: Solomoto конкурирует со всеми узкоспециализированными решениями по каждому из своих направлений, зачастую проигрывая им в функционале и глубине настроек". Конкуренты по отдельным направлениям — это Buffer, Hootsuite, Hubspot и др.
К концу этого года мировой рынок интернет–сервисов для бизнеса составит, по примерным оценкам, $30 млрд.