Европейская зелень

Рынок озеленения в кризис растет за счет небольших заказов. Кроме архаичных фикусов бизнес интересуют фитостенки.

Казалось бы, в эпоху экономии озеленение офисов должно ограничиться комнатными цветами в горшках. На деле, однако, все иначе, например, в компании "Ботаник СПб" рассказывают, что рынок даже увеличивается: открываются новые бизнес–центры, и все их больше владельцев хотят украшать помещения растениями.

Много маленьких фикусов

Объем городского рынка озеленения офисов оценивают в 200 млн рублей, а главная причина его роста — европеизация офисов. В западных странах давно принято оформлять общественные помещения с помощью растений, светодиодных фигур, украшений, постепенно эта мода доходит и до Петербурга.
"На мой взгляд, наличие зелени не зависит от размеров или клиентопроходимости компании. Как правило, это вопрос вкусов владельцев и сотрудников, например, офис нашей компании похож на целую оранжерею. Сотрудники сами приносят цветы и ухаживают за ними", — рассуждает Евгений Богданов, гендиректор финского проектного бюро RUMPU. Он добавляет, что многие фирмы таким образом стремятся подчеркнуть экологичность предприятия.
А вот примеры необычного озеленения в петербургских офисах можно встретить нечасто, оно носит скорее точечный характер и более характерно для торговых центров или гостиниц, чем для коммерческих помещений. Однако, добавляет специалист, в некоторых фирмах используется живое зонирование рабочего пространства: с помощью специальных стеллажей перегородки делают из растений.
Нередкие явления — кашпо с системой автополива, одиночные многолетние деревья или просто крупные растения: фикусы, пальмы, драцены. "При этом большинство крупных компаний Петербурга мечтают о вертикальном офисном озеленении с автополивом. Такие фитостены состоят из растений нашего климатического пояса", — говорит Евгений Богданов. Однако позволить себе крупные траты на украшение офиса могут далеко не все, и рост рынка достигается в основном за счет множества небольших заказов. За них борются более 150 компаний, большинство из которых имеют и другие направления работы. "Количество заказов не уменьшилось, но снизился средний чек, причем в разы, — соглашается представитель "Ботаник СПб" Григорий Тарасов. — Если раньше заказывали экзотические растения, то теперь останавливаются на самых неприхотливых и бюджетных вариантах: спатифилуме, фикусе, драцене и т.д.".
Опасность для участников рынка, считает предприниматель, в том, что ради экономии все чаще заказчики склоняются в сторону искусственных растений. Григорий Тарасов также отмечает, что все популярнее становятся фитомодули — живые стены, стеллажи и др. Они стоят дороже горшков с цветами, но требуют от покупателя меньше усилий: такая стенка — готовая композиция, владельцу офиса не нужно думать, чем дополнить украшение и куда поставить.

Полный цикл

Арсений Васильев, гендиректор ГК "УНИСТО Петросталь", рассказывает, что сейчас к вопросу озеленения компании подходят по–разному. Кто–то вообще не ставит такой задачи, и растения появляются в офисе только по инициативе сотрудников, которые облагораживают рабочее место.
Однако многие считают растения частью концепции, советуются с флористами и особое внимание уделяют приемной и переговорной.
"Для оформления нашего центрального офиса мы пригасили дизайнера, — рассказывает Арсений Васильев. — В холлах, переговорных, приемных использовали композиции из сухих цветов и древовидные растения. А гордость офиса — зимний сад, в котором есть и экзотические растения".
В целом большинство участников рынка сходятся в том, что рынок развивается и становится более профессиональным. Например, в Петербурге все больше компаний, которые специализируются на ландшафтно–архитектурных работах в офисах и бизнес–центрах, то есть не просто продают растения, а создают проект, строят и устанавливают композиции. Многие еще и предоставляют услуги по уходу за цветами — это способ и дополнительно заработать, и постоянно напоминать о себе клиенту: если тот решит построить еще одну цветочную стенку или переехать, то, скорее всего, обратится к фирме, с которой уже работает.
Евгений Богданов добавляет, что услуга озеленения приобретает популярность и в жилищном строительстве: оформление общих территорий выступает конкурентным преимуществом застройщиков.