Интернет-гигант "Яндекс" покусился на рынок телефонии

Автор фото: Коньков Сергей

"Яндекс" занялся телефонией. Компания предлагает сервис для обработки входящих звонков малому и среднему бизнесу. В дальнейшем команда планирует интегрировать "Яндекс.Телефонию" с другими своими сервисами вроде "Яндекс.Такси" или "Яндекс.Маркета".

"Яндекс" начал предлагать услуги виртуальной АТС под брендом "Яндекс.Телефония". Это сервис, который помогает предприятиям организовать работу с телефонными звонками и запросами, поступающими с сайта, из соцсетей и других каналов коммуникации.
Новый продукт ориентирован на средний и малый бизнес. Причем в первую очередь, подчеркивают в "Яндексе", на тех клиентов, которые до сих пор не пользовались подобными услугами из-за их дороговизны, необходимости покупки дополнительного оборудования и т. п. Подразумевается, что базовые возможности сервиса (сама программа, номер телефона, виджет для сайта) бесплатны, а клиент отдает деньги за совершенные разговоры и по желанию — за расширение функционала (запись разговоров, статистика обращений и др.).
"Яндекс" не раскрывает планы по набору клиентской базы. В компании отмечают, что ждут не только и не столько прямого эффекта в виде доли рынка, сколько косвенного. "Для нас это не основной источник дохода, а один из сервисов, который мы можем дать клиенту. Есть возможности для интеграции его с другими нашими b2b-сервисами вроде "Яндекс.Такси" или "Яндекс.Маркета", — поясняет Евгений Кузьменко, директор по работе с партнерами компании "Яндекс".
Действительно, выход на рынок телефонии, насыщенный и поделенный, выглядит довольно странно, если воспринимать его в отрыве от контекста. "Денег тут особо не заработаешь, — считает Леонид Коник, генеральный директор группы компаний ComNews. — Есть такие конкуренты, как WhatsApp и Skype. Но и решение недорогое, так что "Яндекс" ничего не теряет".
Ближайшие полгода компания будет обкатывать сервис на Москве и Петербурге, потом в случае успеха пойдет в регионы.
Софт для "Яндекс.Телефонии" написали в компании MightyCall, а каналы связи предоставляет SunSim (бренд оператора фиксированной связи "КантриКом"). На вопрос о том, почему "Яндекс", в распоряжении которого 1,5 тыс. разработчиков в одном только московском офисе, приобрел стороннее ПО, в компании ответили так: "У MyghtyCall 15 лет опыта в данной сфере. Программное решение, аналогичное нашему, успешно работает в Штатах уже 2 года. Зачем нам собирать команду, тратить время и деньги?"
Как рассказали в "Яндексе", идея сервиса пришла во время мониторинга отзывов на "Яндекс.Маркете". Стало ясно, что контактирование с клиентами — ахиллесова пята: недозвоны, долгое ожидание на линии — обычное дело. Дальнейшее исследование это только подтвердило: в будние дни 20% звонков либо обрабатываются больше 20 секунд, либо остаются без ответа, в выходные около 40% входящих вызовов теряются.
Эксперты рынка призывают рассматривать инициативу "Яндекса" как пробный шар, который может изменить свое направление.
"Телефония — умирающий сервис. Каждый год 1,5-2 млн номеров фиксированной связи в России вычеркивается, — говорит Юрий Брюквин, гендиректор компании "Рустелеком". — Бизнес давно переходит на мобильные номера. Кто поддерживает рынок городской телефонии, так это госструктуры. Но им такие услуги, какие "Яндекс.Телефония", не нужны. Лучше бы "Яндекс" в виртуальные операторы подался. Или, если бы компания работала без партнеров, она могла бы заняться колл-трекингом (измерение эффективности рекламы, требующее большого пула телефонных номеров в наличии. — Ред.). Скорее всего, со временем у "Яндекса" будет разворот в эту сторону".