Из правительства поступают противоречивые заявления, из которых непросто сделать вывод о том, лучше становится жить россиянам или хуже. Одни чиновники говорят, что люди резко беднеют, а зарплаты задерживают, а другие отвечают: мол, грех жаловаться-то. Получается, что чем хуже, тем на самом деле лучше.
Стало совсем непросто понимать, хорошо ли обстоят дела в России или плохо. Каждый день поступают противоречивые данные, а иногда и по несколько раз в день. Вот, к примеру, выступает вице-премьер Ольга Голодец и утверждает, что население нищает: "У нас обозначается очень резкое падение доходов — и по реальному уровню заработной платы, и вообще доходов. Это все отражается на снижении покупательской способности населения, и это все отражается на розничном обороте, который сокращается, причем серьезными темпами".
Это она говорит на Неделе российского бизнеса. Видимо, чтобы предприниматели понимали, могут ли они рассчитывать на платежеспособных потребителей.
А вот премьер-министр
Дмитрий Медведев встречается в то же время с главой Российского фонда прямых инвестиций Кириллом Дмитриевым, и Кирилл Дмитриев рассказывает премьеру, что у нас уже инвестиций одобрено на 540 млрд рублей, что втрое больше, чем за предыдущие 3 года, и французы к нам идут, и арабы уже $1,6 млрд собираются вложить в инфраструктуру.
И как будто жизнь налаживается. Доходы падают, но инвестиции-то растут. Хотя на первый взгляд непонятно, почему это не влияет на россиян, но, с другой стороны, кто сказал, что должно влиять? Инвестиции инвестициями, а доходы доходами.
У перевозчиков обороты падают, у металлургов падают, у аэропорта Пулково — и то падают. Гособоронзаказ под угрозой срыва. А с другой стороны, кто-то что-то все время открывает. По мелочи, но все же. Губернатор Георгий Полтавченко 1,5 месяца назад показывал Дмитрию Медведеву Кировский завод и сообщил, что производство у нас развивается, оборот всех предприятий увеличился на 10%.
Владимир Путин выступил в Генпрокуратуре и поручил прокурорам следить за задержками зарплат. Общей задолженности уже накопилось на 4,3 млрд рублей с начала года, то есть всего за два с небольшим месяца она увеличилась на 760 млн рублей, рассказал генпрокурор Юрий Чайка. В Петербурге, сообщают статистики, долги по зарплате по итогам года составили 740 млн рублей, увеличившись за год в 74 раза. Ну ладно, говорят, это из-за обанкротившейся в декабре "Трансаэро", оставившей долгов на 700 млн. Но ведь и в ноябре задолженность выросла за месяц в 2,8 раза, до 184,4 млн рублей.
А Георгий Полтавченко говорит Путину: "В целом грех жаловаться". Неплохо год закончили, бюджет с профицитом закрыли. И налогов больше собирать стали. Об этом градоначальник и осенью говорил: мол, сборы подоходного налога растут, а значит, и доходы растут. И ведь не поспоришь с цифрами-то. И правда, налога на прибыль собрали в прошлом году на 20% больше запланированного, НДФЛ — на 6%. И в этом году еще больше собрать хотят: "У нас рост доходов по бюджету за эти 2 месяца — порядка 9%, хорошо идет налог на прибыль", — докладывает Полтавченко.
Получается, доходы у людей падают, зарплаты им не платят, покупать никто ничего не покупает, а налогов все платят тем не менее больше. Наконец-то властям повезло с народом. Если злые языки объясняют взлет сборов девальвацией рубля — да ну и подумаешь. Ну, девальвация. Говорили же — есть плюсы от падения рубля.
Рост сборов налогов государственные финансисты объясняют во многом повышением собираемости благодаря улучшенному администрированию. Тогда все встает на свои места. Ведь если выросла собираемость, то значит, платить налоги стали те, кто раньше их не платил. И после того, как эти люди заплатили налоги, у них, естественно, упали доходы. Тут уж или налоги, или доходы. Непонятно, чего Ольга Голодец жалуется. Грех жаловаться-то.