ОСК прекратила полномочия директора "Пролетарского завода" Юрия Габдрафикова

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

ОСК прекратила полномочия руководителя "Пролетарского завода". Кредиторская задолженность завода стремительно растет: он не платит поставщикам, не исполняет заказы в срок. За первые три месяца 2015 года завод получил исков на сумму свыше 73 млн рублей.

Совет директоров АО "Пролетарский завод" (входит в ОСК — "Объединенная судостроительная корпорация") прекратил полномочия временно исполняющего обязанности генерального директора Юрия Габдрафикова, говорится в материалах компании. В июле 2015 года Юрий Габдрафиков возглавил предприятие судового и энергетического машиностроения (поставляет специальные изделия для ВМФ, атомной, авиационной промышленности).
Комментируя назначение Габдрафикова, ОСК сообщала: "Юрий Михайлович имеет репутацию ответственного организатора и эффективного управленца, что крайне важно для успешного решения стратегических и антикризисных задач завода, в том числе связанных со сроковой дисциплиной — ключевым фактором при исполнении предприятиями ОСК заданий гособоронзаказа".
Неисполнение в срок госооборонзаказа — одна из причин отставки предыдущего генерального директора Юрия Скорикова, говорили тогда опрошенные "ДП" судостроители, отмечая при этом, что предприятие находится в критическом состоянии. Тем не менее, выходцу из ФГУП "Крыловский государственный научный центр" Юрию Скорикову удалось закончить 2014 год с прибылью — 2,9 млн рублей. А по итогам третьего квартала 2015 года "Пролетарский завод" получил убыток 116 млн рублей. "Убыток возник по итогам первого полугодия 2015 года. До того, как я возглавил завод", — говорит Юрий Габдрафиков.
С конца 2015 года предприятие перестало выполнять обязательства перед контрагентами, обещая оплатить поставки и отгрузить продукцию в неопределенном будущем, когда появятся деньги, говорят в унисон поставщики и заказчики завода. Им ничего не оставалось, как обратиться в суд, чтобы получить если не деньги или выполненный заказ, то хотя бы оправдание неисполнения гособоронзаказа, за срыв которого грозит уголовная ответственность.
В январе этого года с иском на 15 млн рублей в суд обратилось АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (строит корабли для ВМФ РФ). "Иск касается невыполнения условий по ряду контрактов на поставку оборудования для строящихся заказов", — пояснили в "Янтаре". ООО "Сибирская генерирующая компания" взыскивает с "Пролетарского завода" 2,1 млн рублей за нарушение сроков поставки. Самый крупный иск (на 38,5 млн рублей) предъявило в середине марта ОАО "Гаврилов-Ямский машиностроительный завод "Агат" (ремонт и производство авиационной техники). В конце прошлого года "Агат" поставил ответчику специальную продукцию, но "Пролетарский завод" полностью так и не оплатил поставку.
Всего с начала 2016 года с исками к "Пролетарскому заводу" обратились более десяти компаний, общая сумма их требований превышает 73 млн рублей. Кредиторская задолженность завода за три квартала 2015 года выросла на 22% до 4,8 млрд рублей, что составляет 83% от суммы активов.
По словам Юрия Габдрафикова, причиной ухода стали разногласия с руководством ОСК по некоторым вопросам. "Юрий Габдрафиков покинул занимаемую должность по собственному желанию. Такого рода личные, персональные решения мы не комментируем", — сообщили в ОСК, добавив, что временно исполняющим обязанности назначен Сергей Смирнов — технический директор завода.
А другие коллеги на условиях анонимности пояснили, что ОСК, назначая Габдрафикова, обещала заводу материальную поддержку, но что-то пошло не так. "Отсутствие поддержки со стороны ОСК — одна из причин тяжелого финансового положения на "Пролетарском заводе", — говорит один из судостроителей.
В АО "Центр технологии судостроения и судоремонта" (ЦТСС) рассказали, что разместили на "Пролетарском заводе" заказ, перечислили аванс. Завод его потратил, других средств на выполнения заказа не было. ЦТСС предложили стать поручителем по кредиту, который "Пролетарский завод" потратит на выполнение заказа ЦТСС. Согласование этой схемы затянулось в ОСК. "Схему согласовали на прошлой неделе. Мы намного отстаем от графика", — говорят в ЦТСС.
"Мы уже устали считать руководителей "Пролетарского завода", которые меняются каждый год. Ни один нормальный руководитель теперь не возглавит завод, а только тот, кто займется его ликвидацией. Но это стратегическое предприятие. Делает военную продукцию. И когда Сергей Кожугетович (Сергей Шойгу, министр обороны, - Ред.) узнает, какой бардак творится на предприятии, то мало никому не покажется", — восклицает один из судостроителей.
Новые руководители приходят и становятся заложниками ситуации, которую создали банкиры несколько лет назад, считают промышленники. В 2004 году "Пролетарский завод" купили компании, близкие к Восточно-Европейской финансовой корпорации (ВЕФК) Александра Гительсона. Завод периодически брал кредиты во всех банках, входящих в ВЕФК: ОАО "Петро-Аэро-Банк", ОАО "Инкасбанк", ОАО "Банк ВЕФК".
В 2008 году Банк ВЕФК утратил платежеспособность. Александру Гительсону, возглавлявшему совет директоров банка ВЕФК, предъявлены обвинения по ст. 172 УК (незаконная банковская деятельность). Госкорпорация "Агентство по страхованию вкладов" взялась за санацию банка. В результате "Пролетарский завод" должен теперь АСВ 1,7 млрд рублей. АСВ пыталось обанкротить завод, но в конце 2011 года он вошел в состав ОСК. С тех пор финансовое состояние компании только ухудшается: по итогам 2012 года чистые активы (активы минус обязательства) завода перешли в отрицательную зону (- 1,1 млрд рублей), а по итогам трех кварталов 2015 года опустились до отметки - 1,3 млрд рублей. Это значит предприятие полностью зависит от кредиторов и не имеет собственных средств.