Почему раздача дешевых кредитов не поможет российской экономике

Автор фото: Сергей Ермохин

Инвестиционная ситуация в России ухудшилась настолько, что кризис 2008 года начали вспоминать с теплотой. Видные экономисты в один голос предлагают выдавать дешевые кредиты избранным. Но к росту показателей экономики такая стратегия не приведет.

Кризисный шок, который испытывает российская экономика, превзойдет шок 2008–2009 годов. Как считает главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач, спад инвестиций к 2018 году окажется глубже, чем во время предыдущего кризиса. Выступая вчера в Госдуме, он напомнил, что в прошлом году инвестиции снизились на 8,4%, и заявил, что в текущем году снижение ожидается примерно таким же. "Мы получим инвестиционный спад почти такой же, как в прошлом году, если не сильнее, это означает, что к 2018 году у нас инвестиционная ситуация будет еще хуже, чем в 2008 году", — предрек Андрей Клепач.
Предприятия инвестировать не хотят, несмотря на то что деньги у них, в общем, есть благодаря росту прибыли, сетовали еще в прошлом году члены правительства, в частности министр экономического развития Алексей Улюкаев и министр финансов Антон Силуанов. Первый из них не раз называл и основную причину нежелания предпринимателей вкладывать в развитие бизнеса: неблагоприятный инвестиционный климат, складывающийся из слабой защиты собственности в стране и непредсказуемости правил игры, определяемых государством.
Андрей Клепач в предыдущих выступлениях предлагал стимулировать инвестиции с помощью избирательного денежного смягчения, что означает раздачу дешевых кредитов на проекты, способные принести отдачу в виде роста показателей экономики. Подобные рецепты звучат из уст многих экономистов — в частности, советника президента РФ Сергея Глазьева.
Однако сторонники стимулирования обычно не акцентируют внимание на том, что точечное распределение ресурсов в пользу отдельных предприятий или проектов потребует создания какой–то новой структуры для жесткого контроля целевого использования льготных кредитов, чтобы они не утекли на валютный рынок, не были растрачены впустую или вовсе разворованы. Подразумевается, что в этой структуре будут работать очень квалифицированные и кристально честные люди, иначе толку от нее не будет. Остается придумать, с какой планеты завезти таких людей.