Диагностические центры "Рэмси" предпочли Москву Петербургу

Автор фото: Сергей Коньков

Петербургская сеть медцентров "Рэмси" решила расширяться только в столице, отказавшись от развития в родном городе. Петербургские клиники при тех же затратах на их открытие окупаются намного медленнее.

Сеть диагностических центров "Рэмси диагностика" планирует открыть пять клиник в Москве с 2016 по 2019 год. Вложения в один центр составят 130-140 млн рублей, около 70% этих денег планируют взять в кредит, остальное — собственные средства. Заемные средства потратят на оборудование: для каждого из новых центров закупят аппараты МРТ и КТ (магнитно-резонансной и компьютерной томографии), которые стоят около $1,1 млн каждый. Исследования КТ, отмечают в сети, затем приносят около 40% выручки, МРТ — 60%.
Сейчас в сети два медцентра — в Петербурге и Москве, и раньше компания планировала открывать новые точки в обоих городах. Теперь руководство решило сосредоточиться на столице, но головной офис компании оставят в Петербурге, налоги тоже будут платить здесь.
Третий центр откроют в апреле этого года на Малой Пироговской улице, в арендованном помещении площадью около 200 м2. Срок выхода на самоокупаемость, по прогнозу компании, — около года, а окупить вложения собираются за 5-6 лет.
В новом центре будут работать около 40 сотрудников. Сейчас в компании ищут помещения под следующие медцентры, при этом руководство отмечает, что это одна из главных сложностей: к обычным запросам сферы услуг (вход с улицы, парковка и т.д.) добавляется возможность подключить мощность от 200 Квт и другие специальные требования.
"Мы работаем всего 2 года и не имеем жировой прослойки, доставшейся нашим коллегам от тучных докризисных лет, — отмечает Семен Савченко, гендиректор "Рэмси Диагностика". — А сейчас под воздействием кризиса рынок медицинской диагностики падает: немотивированных исследований, которые происходят по инициативе пациента, становится меньше. Но от слишком сильного снижения рынок, можно сказать, застрахован: такие исследования нередко являются для потребителя услугой первой необходимости. Так, от качественной диагностики онкологических и других серьезных заболеваний  зависит жизнь пациента". Семен Савченко добавляет, что кризис вытесняет с рынка тех, кто в свое время решил сэкономить и работал на низкопольных (то есть с маломощным магнитным полем) восстановленных аппаратах. Поэтому шанс на успех в итоге есть только у тех, кто значительно потратился на старте.
Владелец сети рассказывает, что изначально, при курсе 33 рубля за доллар, "Рэмси Диагностика" планировала развиваться и в Москве, и в Петербурге, а через 5-7 лет начать экспансию в регионы. Планы изменили из-за того, что рынок Петербурга при меньшем платежеспособном спросе более конкурентен. Доля выручки петербургской клиники составляет 40% от общего объема при одинаковых инвестициях.
Объем петербургского рынка платных медуслуг участники оценивают в 40 млрд рублей, на рынке несколько десятков крупных игроков ("АВА-ПЕТЕР", "Меди" и др.) и несколько сотен малых и средних. Участники рынка рассказывают, что в последнее время спрос на диагностические услуги заметно ниже: несколько лет назад люди приходили на диагностику по собственной инициативе и иногда даже без симптомов, теперь ограничиваются тем, что прописал врач. В сети клиник "Она" отмечают, что пациенты активнее стараются записаться на время акций и скидок в 15-25% и выручка компании становится ниже.
Александр Арский, доцент кафедры "Маркетинг и логистика" Финансового университета при правительстве РФ, считает, что использование дополнительных медицинских услуг зависит от платежеспособности потенциальных клиентов и "маркетингового мастерства" медиков, его обслуживающих, но уровень доходов населения в Москве немногим выше, чем в Петербурге. "Дело в том, что Москва — центр отечественного медицинского паломничества: на ее территории расположены ведущие НИИ и лечебные учреждения. Дополнительные услуги в области медицинского обслуживания или косметологии могут составлять от 10 до 30% от стоимости медицинского контракта", — говорит специалист.