Оказывается, в России все не так плохо, да и на нефтяной игле мы сидим не так плотно, как некоторые. Скажем, в Венесуэле, которая зависит от черного золота почти на 90%, начинают контролируемую девальвацию, а цены на бензин хотят повысить в 60 раз.
Самую несчастную экономику мира
по версии
Bloomberg ждут еще большие потрясения. Президент Венесуэлы Николас Мадуро решился на перемены, к которым давно подталкивали низкие цены на нефть. Самый дешевый в мире бензин начнет дорожать с завтрашнего дня, а национальную валюту страны начинают обесценивать, пишет местная пресса.
Доходы бюджета Венесуэлы от экспорта нефти за последние 3 года упали пропорционально ценам на черное золото — по подсчетам Bank of America, с $97 до $37 млрд долларов. По словам главы государства, за 6 лет доходы упали на 4200%. Если в январе 2010 года Венесуэла получила 3,31 млрд нефтедолларов, то в этом январе — всего $77 млн.
Бюджет Венесуэлы, по разным оценкам, зависит от нефтяного экспорта на 90-95%. Немалая часть его расходов шла именно на субсидирование внутренних цен на топливо — около $12,5 млрд ежегодно. "Самой несчастной" экономикой мира Венесуэла стала в том числе из-за высокой инфляции — по прогнозам авторов рейтинга, в этом году она вырастет с 98,3 до 152%.
Свежий список самых несчастных экономик обнародовали 5 февраля (Россия в нем на 14-м месте). Четких планов о повышении цен на самый дешевый в мире бензин к тому моменту еще не озвучивали. В середине января Мадуро лишь предупредил — мол, пора, — а накануне четко обозначил цели. Уже с завтрашнего дня 95-й подорожает с 0,097 до 6 боливаров. Получается, что по официальному курсу (6,3 боливара за $1) литр еще недавно обходился чуть больше чем в 1 американский цент — $0,015, или примерно в 1 рубль. Уже завтра его цена вырастет до 95 центов, или 71,5 рубля, почти вдвое больше, чем в России.
Такая мера принесет бюджету всего $800 млн в год, около 30% из них пойдет на транспортные проекты, сказал Мадуро. В общем, без девальвации валюты обойтись не получится. Мадуро уже объявил, что курс в 6,3 боливара за доллар снижается до 10. Это, конечно, даст бюджету дополнительный доход, но цены на импорт взлетят почти вдвое, а кризис туалетной бумаги покажется мелочью. И тут начинается самое интересное.
Венесуэла известна множественным курсом доллара. Так, по основному официальному курсу, который до февраля 2013 года составлял 4,3 боливара, валюту меняют компании, занимающиеся импортом медикаментов и еды. Торги в системе SIMADI до сегодняшнего дня частично регулировались, валюту здесь могли купить остальные представители бизнеса. Стоимость валюты на аукционах доходила до 200 боливаров. Либерализация валютного рынка подразумевает переход системы на плавающий курс, который начнется как раз с двух сотен.
На черном рынке стоимость доллара давно приблизилась к 1 тыс. боливаров за 1$, насколько он подскочит из-за последних событий — можно только гадать. Система множественных курсов была одной из причин коррупции. Скажем, импортерам фармацевтики основной деятельностью можно было и не заниматься. В России, конечно, системы множественных курсов нет, но и на перевод рубля в полностью плавающий режим у нас пошли только в конце 2014 года.
Однако, глядя на то, что происходит сейчас в Венесуэле, Эльвиру Набиуллину можно только похвалить за решимость. 3 года пребывающему у власти Мадуро еще долго предстоит расхлебывать итоги популистской политики Уго Чавеса, что выглядит еще более сложным из-за того, что Мадуро считается верным продолжателем дела своего знаменитого предшественника. За 14 лет правления прежнего президента в стране, конечно, упала безработица, а доля нищих снижалась с 47% до 27,2%. Но это счастье было оплачено слишком дешево. В общем, опять выходит, что без дорогой нефти социализм построить не получается.