"ВотОнЯ" будет продавать лекарства рядом с игрушками

Автор фото: Сергей Николаев

Сеть магазинов детских товаров "ВотОнЯ" открывает на территории своих магазинов детские аптеки. В компании рассчитывают на то, что родители никогда не будут экономить на здоровье детей.

Как стало известно "ДП", компания "ВотОнЯ", которая принадлежит акционеру Х5 и основательнице "Пятерочки" Татьяне Франус, начала открывать аптеки на территории магазинов своей розничной сети. Первую аптеку "ВотОнЯ" открыла в магазине на ул. Маршала Захарова, 40. Как рассказали в компании, аптечные пункты работают уже в трех из 55 магазинов, цель — открыть аптечные пункты при магазинах во всех районах города.
Площадь аптечных пунктов "Вотони" — 30-40 м2, ассортимент насчитывает 3 тыс. наименований лекарств как для детей, так и для взрослых, а также медицинскую технику, косметику, расходные материалы, БАДы. Сейчас компания ведет работу по интеграции аптечной группы товаров на сайт, чтобы в будущем предоставить возможность предварительного заказа и бронирования лекарств в аптечных пунктах. "Мы не классический игрок фармрынка, мы сеть детских магазинов, аптечные товары — одна из товарных групп, представленных в наших магазинах", — говорит Сергей Прохоров, руководитель фармацевтического направления ООО "Вотоня".
Торговая сеть "ВотОнЯ" появилась на рынке в 2012 году как интернет-магазин, спустя 2 года начали открываться торговые точки в офлайне. Компания "ВотОнЯ", развивающая детскую сеть и интернет-магазин под одноименным брендом, принадлежит Татьяне Франус (12,5%), ее сыну Сергею (27,5%) и аффилированному с ними ООО "Перспектива" (50%), а также экс генеральному директору "Карусели" Олегу Прокопюку (10%), следует из данных СПАРК.  Выручка компании в 2014 году составила 221,2 млн рублей, убыток — 95,2 млн рублей.
Аптеки на территории розничного магазина — один из последних трендов рынка. В частности, такую стратегию выбрала сеть "А5", большинство аптек которой находятся на территории "Пятерочек". ГК "Дети" (сети "Здоровый малыш", "Мама" и "Дети") первую аптеку в своем магазине открыла несколько лет назад и даже создала для нее отдельный бренд. На пике развития сети работали около 40 точек "Аптечка для вас".
Основные преимущества такого формата — постоянный трафик покупателей и отсутствие дополнительных затрат на аренду, рассказывает Екатерина Резанова, представитель ГК "Дети". "В нашем случае эти преимущества сделали проект "Аптечка для вас" вполне успешным, по итогам 2014 года мы вошли в сотню по обороту в России, хотя аптеки были только в Петербурге", — говорит она. Трудности у проекта возникли лишь с началом акционерого конфликта в ГК "Дети" в 2015 году.
"Аптечный рынок переполнен, поэтому компания сможет достичь успеха, только приложив колоссальные усилия, – аптечный ретейл специфичен, работать в нем непросто", — комментирует Александр Филиппов, генеральный директор аптечной сети "Ригла".
"Сейчас самое время открываться, любое детское направление обречено на успех, позволяют арендные ставки, — говорит Эдуард Власов, коммерческий директор компании "Юниор", — дети болеют часто, у мам, которые пришли в магазин, аптеки будут очень востребованы при соответствующем качестве и высокой квалификации специалистов".
Надежда Киселева, представитель ГК "Детский мир", называет идею создания специализированной детской аптеки перспективной, если будут четко определены целевая аудитория, концепция, конкурентные преимущества, сформирована профессиональная команда и пройдут маркетинговые мероприятия. Интерес к подобному формату во многом будет зависеть от месторасположения торгового объекта и ценовой политики, говорят в компании.
Тем не менее большинство торговцев детскими товарами открывать аптеки у себя не планируют.
Как рассказал Эдуард Власов, они рассматривали возможность запуска аптек, но отказались от этой идеи. "Аптечный бизнес слишком специфичен, требует большой ответственности и достаточно рискован", — поясняет он. Виктория Понятовская, генеральный директор сети "Лукоморье", говорит, что аптек в их магазинах не будет, так как это непрофильный бизнес для компании. Нет таких планов и у ГК "Детский мир".
"Это перспективное направление, особенно если в ассортименте аптеки будет широкий перечень лекарств именно для детей", — уверен Павел Расщупкин, директор по аналитике RNC Pharma. Судя по опыту проекта "Аптечка для вас", эффект синергии действительно есть, но узкая специализация сильно уменьшает поток покупателей, говорят в аптечной сети "Алоэ": отсеиваются хронические больные, исключается возможность спонтанных покупок "взрослого" ассортимента. Проект повысит свои шансы на выживание, если сделает ставку на эксклюзивный ассортимент и специалистов, способных предоставить узконаправленную консультацию, считают в "Алоэ".
Потенциальную долю рынка сети из 55 аптек при детских магазинах Павел Расщупкин оценивает в 3-4%, не больше. В сети аптек "Алоэ" потенциальную долю сети оценивают в 0,5% — именно столько освободила сеть "Аптечка для вас".
По итогам 2015 года розничный сегмент лекарственного рынка Петербурга составлял порядка 33,5 млрд рублей, свидетельствуют данные RNC Pharma. Он рос на 15%, в основном за счет удорожания лекарств. Правда, по сравнению с непродовольственным рынком в целом аптечный сегмент все равно выигрывает. По данным "Петростата", в 2015 году продажи непродовольственных товаров в Петербурге упали на 13,6%, до 675,8 млрд рублей. "Аптеки просели, потому что потребители стали все чаще отказываться от препаратов для профилактики в пользу жизненно важных препаратов", — говорит Павел Расщупкин.