Поездка на Uber обошлась петербургскому предпринимателю в 50 тыс. рублей

Петербургский предприниматель Антон Красильчук стал жертвой неприятного курьеза: за использование услуг Uber с его карты списали почти 50 тыс. рублей. В самой компании признаются, что поездка столько стоить не может, но возврат пока не произвели.

Петербургский предприниматель Антон Красильчук пожаловался в редакциию «ДП» на сервис вызова такси Uber: он рассказал, что компания списала с его счета 47 тыс. рублей, хотя поездка столько не стоила. 4 января он воспользовался услугами сервиса в городе Сочи, стоимость поездки составила 180 рублей, но в тот же день с карты пользователя списали 47 тыс. рублей. Антон Красильчук признается, что ранее он задолжал Uber 905 рублей за поездку, совершенную еще в мае, тогда на его карте просто не было указанной суммы. Он опасается, что именно эта задолженность могла повлечь списание вышеупомянутой суммы. Также Антон Красильчук уже написал заявление в банке для того, чтобы оспорить платеж.
По его словам, служба поддержки, в которую клиент сервиса обратился еще 4 января, так и не предоставила информацию о причинах списания и условиях возврата.

Просто не может быть

В самой компании понимают, что поездка, разумеется, не может стоить 47 с лишним тысяч. По мнению специалиста Uber по коммуникациям Евгении Шиповой, речь может идти о взломе аккаунта пользователя или о сбое в самой системе.
«Скорее всего, эта ситуация произошла из-за того, что пароль от аккаунта пользователя Uber могли взять со стороннего сайта в Интернете. Для того чтобы таких инцидентов не повторялось, мы рекомендуем своим пользователям выбирать уникальные пароли и логины для своих аккаунтов Uber (то есть те, которые не использовались на других сайтах и ресурсах в Интернете)», — говорит она.
Евгения Шипова поясняет, что в ситуациях, когда пользователь не может оплатить услуги Uber из-за отсутствия денег на счету, компания берет на себя эти риски и самостоятельно выплачивает вознаграждение водителю. До погашения задолженности клиент не может пользоваться услугами компании, но о процентах и штрафах речь не идет.
Также в компании говорят, что, как только служба поддержки выяснит все обстоятельства, при которых с клиента была списана такая огромная сумма, деньги вернутся на его счет. По последним данным, это должно произойти в ближайшие 2-3 дня.

Призрачные поездки

Это не первый случай, когда с клиентов Uber списывают деньги за услуги, которые они не использовали. Например, в декабре на странице Uber в Facebook появились сразу несколько сообщений от российских пользователей. Как сообщал vc.ru, они жаловались на то, что с них списали средства за поездки в тех странах, где они даже не находились. Позже информация со страницы, видимо, была удалена.
В мае того же года о проблеме сообщали пользователи из Великобритании и США. С них также списывали средства за поездки в городах и странах, где они и вовсе никогда не были.
«Я ни разу не бывал в Великобритании, зато мой аккаунт Uber был», — иронизировал на своей странице в Facebook один из пользователей. Предположительно, речь в тот раз шла о взломе аккаунтов пользователей.  
Впрочем, Uber — не единственный сервис, испытывающий подобные трудности. В январе также сообщалось о проблемах с информационной безопасностью "Яндекс.Такси". Тогда один из таксистов заявил, что он взломал систему компании ради того, чтобы получать больше заказов.

Распродажа данных

В марте 2015 года ряд иностранных СМИ сообщали о том, что на нелегальных закрытых интернет-сайтах продавались действующие аккаунты пользователей Uber. Стоимость аккаунта начиналась от $1. После чего представители Uber снова напомнили своим клиентам о необходимости использования уникальных паролей, ранее не задействованных на других сайтах. Издание CNBC в январе этого года оценило среднюю стоимость Uber-аккаунта на черном интернет-рынке в 3,38 доллара США, отметив, что эта цифра превышает расценки на другие персональные данные.
Такие сервисы, как, например, Airbnb и Uber, существенно упрощают жизнь клиентам систем электронных платежей. При автоматизации платежей обычно используется предварительно внесенная "чувствительная" информация. В данном случае это не только стандартные номер, имя держателя, срок действия банковской карты, но и ее cvv-код. Такой подход, безусловно, удобен для клиента, но сопряжен с проблемами безопасности. В случае утери или похищения мобильного устройства "чувствительная" информация может стать доступной злоумышленнику, а там и денежные средства станут доступными, как говорят в народе: дальше — дело техники и профессионализма. Кроме того, возникают дополнительные требования к пользователю, например, разработчики некоторых сервисов в разделе помощи предлагают проверять тип соединения и учат "определять поддельные электронные письма". Сколько пользователей прочтут раздел помощи и станут следовать рекомендациям — большой вопрос.
Михаил Самошкин
Ведущий специалист по информационной безопасности группы компаний Energy Consulting
В соответствии с условиями договора, размещенными на сайте компании Uber, последняя не получает никаких оплат за оказываемые услуги от клиента, а лишь оказывает «содействие в уплате соответствующих Сборов, действуя от имени Стороннего поставщика и в качестве его агента по сбору платежей». Оплата производится через компанию Uber с использованием способа оплаты, указанного в учетной записи. Никаких иных положений о порядке оплаты в договоре не содержится. Обычно пользователь просто вводит данные платежной карты и не сильно задумывается о том, как именно и в чью пользу будет происходить списание денежных средств с его счета. Разобраться, в каком порядке и на основании каких документов в действительности происходит списание, достаточно сложно. Однако этого и не требуется от пользователя, являющегося потребителем и изначально не способного постигнуть все юридические тонкости отношений, в которые он вступает. А вот что действительно стоит знать потребителю. Банк имеет право дебетовать счет клиента, только если распоряжение дано уполномоченным лицом. Обычно банки в своих правилах указывают, что клиент предоставляет заранее данный акцепт на списание средств в размере всех операций, отраженных в реестре операций или электронном журнале, или что любое распоряжение, данное с использованием карты или ее реквизитов, считается данным от имени клиента. В действительности все немного сложнее. В соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе» клиент в случае использования платежной карты без его согласия обязан направить уведомление в банк не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о совершенной операции. Если клиент надлежаще исполнил эту обязанность, то банк в любом случае обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента, если только не докажет, что клиент нарушил порядок использования платежной карты, что повлекло совершение операции без его согласия. Поэтому при получении уведомления о списании со счета, в правомерности которого вы сомневаетесь, начать стоит с обращения в банк с заявлением о совершении операции без вашего согласия. Такое заявление банк должен рассмотреть в течение 30 календарных дней с момента получения заявления.
Татьяна Микони
Адвокат юридической фирмы "S&К Вертикаль"