Что нужно знать о новой системе выборов в Петербурге в первую очередь

Автор фото: Сергей Николаев

Выборы - сложное дело; законы и правила на них и так запутаны донельзя, а сейчас петербургские депутаты готовятся еще больше усложнить дело. Dp.ru рассказывает, что рядовому избирателю нужно знать о будущих выборах в первую очередь.

Следующие выборы в Законодательное собрание Петербурга, скорее всего, пройдут по смешанной схеме. Именно такой вариант внесен в парламент. Конечно, депутаты могут его подправить, но общие принципы вряд ли изменятся. В то же время схема по сравнению с прошлыми выборами еще усложняется, а разобраться в особенностях выборного законодательства и так бывает нелегко. Dp.ru постарался ответить на главные вопросы о новой системе, которые могут возникнуть у будущего избирателя.
Это значит, что половина из 50 депутатов Законодательного собрания Петербурга будет избираться по одномандатным округам, а другая - по партийным спискам. С округами все просто - город разделят на 25 округов примерно равной численности (140-150 тыс. избирателей), в каждом из которых будут соревноваться кандидаты. Работает мажоритарная система, то есть кто больше голосов набрал, тот и депутат.
Чуть сложней со списками, или пропорциональной системой. В Петербурге и сейчас избирали депутатов по спискам, но не по классической схеме, где кандидаты составляют собственно список и получают мандаты по очереди, а по особенной. Каждый кандидат в списке выставляется по определенной территории, где соревнуется с конкурентами примерно так же, как это происходит в одномандатных округах. Соль в том, что мандаты получают те, кто набрал больше всего голосов на своих территориях относительно других членов списка.
Таким образом, кандидат должен опередить не столько прямых конкурентов "на земле", сколько соратников с других территорий. Эту же схему и оставляют.
Округа и территории будут совпадать по границам (любое место в Петербурге, таким образом, станет одновременно и округом, и территорией). Но избиратель получит на руки два бюллетеня - в одном ему надо будет проголосовать за кандидата по округу, а в другом - за кандидата или кандидатов от партии по территории. При этом у кандидатов будет указана партийная принадлежность, а у партий - имена кандидатов.
В бюллетене "по округу" - фамилии кандидатов, с указанием на их партийную принадлежность или же на самовыдвижение. В бюллетене "по спискам" - название партии, ее кандидаты из общегородской части и из региональной группы.
Каждая партия выдвигает сначала "общегородскую часть" кандидатов. Раньше это называлось "первой тройкой", но сейчас она может состоять не обязательно из трех, но и из двух, и даже из одного человека. Это лидеры партсписка по всему Петербургу.
А для каждой территории создается так называемая региональная группа - можно сказать, микросписки, тоже от 1 до 3 человек. Групп может быть минимум 13, максимум 25 - по максимальному числу территорий. Соответственно, минимальное количество кандидатов, которое может выставить партия в городе, равняется 14 (один в общегородской части и по одному на 13 территориях), а максимальное - 78 (3 плюс по трое в 25 территориях).
Возможно, не все партии смогут выставить кандидатов по всем территориям. По минимуму они "закроют" только 13 - по своему усмотрению, и это значит, что все остальные оставят пустыми, без "территориальных" кандидатов. Тогда в вашем бюллетене будут указаны лишь фамилии кандидатов из общегородской части. Может быть, представлять партию будет всего один человек, а может, и сразу шестеро.
Когда вы голосуете за кандидата по одномандатному округу, то поддерживаете конкретно его - если удача будет на его стороне, он победит и будет представлять в парламенте именно ваш округ. Что касается списков, то в первую очередь голоса получает партия. Для начала ей надо преодолеть барьер, то есть набрать 5%. По сумме определяется, сколько мандатов ей причитается в целом (приблизительно по одному за каждые 4% голосов). Авторы законопроекта решили оставить методику подсчета голосов, известную как "метод Империали", - ее особенность в том, что сложные подсчеты приводят к получению дополнительного мандата партией-победителем.
В выборах участвуют партии, но депутатами становятся все-таки конкретные люди. Сначала мандаты автоматически отходят персонажам из общегородской части (они могут от них и отказаться, передав следующим кандидатам). Затем счетоводы из избирательной комиссии смотрят, сколько голосов набрала каждая региональная группа.
Вот на этом этапе и формируется тот самый список. Группы выстраивают по доле набранных голосов в порядке убывания и по очереди выдают по одному мандату. Если в группах больше одного кандидата, то сначала пройдут по всем первым номерам, а лишь потом приступят к вторым и т. д. На самом деле шансы вторых и третьих добраться до мандата практически отсутствуют - даже 50% голосов дают партии лишь 12 депутатов, то есть максимум 12 групп будут "омандачены".
Кандидат может победить всех на своей территории, но депутатом не стать - потому что его коллеги на других территориях набрали больше, чем он. Если вы проголосовали за партию, у которой нет "территориального" кандидата именно в вашем округе, то ваш голос, если партия пройдет в ЗС, фактически достанется какому-нибудь другому кандидату от этой партии, не исключено, что вообще на другом конце города.
Один и тот же кандидат сможет баллотироваться и по одномандатному округу, и по списку одновременно, так что не надо удивляться при виде одних и тех же фамилий в обоих бюллетенях. Правда, ему придется выбирать - если он выдвинут в партсписке от партии, то самовыдвиженцем по округу идти уже не получится. Партийный есть партийный.
Голосовать вы, естественно, можете как захотите. Можете в таком случае поддержать одного и того же человека в обоих бюллетенях. А можете проголосовать за разных, если вы человек широких взглядов; у вас, по сути, есть возможность проголосовать сразу за две партии. Если ваш кандидат победит и по округу, и по территории, то при распределении мандатов по списку его все равно вычеркнут (звания дважды депутата у нас еще не придумали).
А если вы встретите в бюллетенях разных кандидатов от одной и той же партии - ну что ж, тогда определяйтесь, готовы ли вы любить эту партию с удвоенной силой. Один депутат по вашему округу у вас точно будет, а может быть, даже будет и второй, из списка.
Любая партия, соответствующая законным требованиям. Только одним надо будет сначала собрать подписи в свою поддержку, а другим не надо. Без сбора подписей в выборах участвуют партии, представленные в Госдуме или получившие на последних федеральных выборах не меньше 3% голосов, - это "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Яблоко".
Теоретически подписи собирать не надо тем, кто провел хотя бы одного депутата на последних муниципальных выборах или получил на них не менее 0,5% - в Петербурге это, кроме крупных парламентских партий, еще и "Родина", "Гражданская платформа", "Коммунисты России", Трудовая партия и партия "Великое Отечество". Но эта оговорка, согласно законопроекту, работает только для "списков кандидатов", а такая формулировка значит: по пропорциональной системе, она же "партсписки". Поскольку в Петербурге все муниципальные выборы проходили не по партспискам, а по мажоритарной системе, оговорку можно считать чисто формальной, так как под нее в принципе никто не подпадает. Упомянутым малым партиям можно будет не собирать подписи только на следующих муниципальных выборах, да и то только в том округе, где проведен депутат.
Партии могут выдвинуть кандидатов и по одномандатным округам. Могут участвовать в выборах и самовыдвиженцы - им тоже сначала придется собирать подписи. Впрочем, у них есть выход в виде вхождения в списки партий с "лицензией" - каждая партия имеет право выдвигать беспартийных, главное, чтобы он не был членом другой партии. Самовыдвиженцы, кроме того, могут указать принадлежность к какой-нибудь общественной организации.