Банкротная практика демонстрирует уверенный рост на фоне падения экономики

Петербургский рынок банкротств в прошлом году вырос более чем в 1,5 раза. Значительную часть прироста при этом обеспечили банкротства граждан.

Рынок банкротств Петербурга, по ощущениям участников, вырос в 2015 году не менее чем в 1,5 раза и предварительно оценивается приблизительно в 1,4 млрд рублей. Это подтверждает и простая статистика Арбитражного суда СПб и Ленобласти: с начала 2015 года его канцелярия зарегистрировала 2,7 тыс. дел о банкротстве, что на 68% больше, чем за 11 месяцев 2014 года. Значительную часть прироста при этом обеспечили банкротства граждан: с 1 октября суд принял 379 дел о личной несостоятельности петербуржцев. При этом, если крупные и средние фирмы новый сегмент рассматривают как приложение к основному, корпоративному банкротству (в первую очередь в отношении клиентов — поручителей за банкротящийся бизнес), то небольшие компании за счет личных банкротств существенно (для себя) нарастили как объем работ, так и выручку.

Количественно и качественно

По словам Ивана Решетникова, управляющего партнера Апелляционного центра, количество обращений по делам о банкротстве в его фирме увеличилось на 80%.
"Начали разваливаться крупные предприятия и холдинги. Стало больше обращений лиц, против которых подаются заявления об оспаривании сделок с ними. Внутри старых дел, которые раньше шли довольно спокойно, участились жалобы на управляющих, разногласия между сторонами. Появились проекты с задачей напугать должника банкротством, чтобы тот рассчитался. Коммерсанты пытаются извлечь деньги из должников хоть каким–то образом".
Тенденцию подтверждает и лидер рынка — "Прайм Эдвайс". "Если говорить об ощущениях, изменения носят больше качественный, а не количественный характер, — говорит Инна Вавилова, управляющий партнер фирмы. — В нашем портфеле растет число проектов, поступающих от значимых заказчиков, как по статусу, так и масштабам банкротств".
По оценке руководителя банкротной практики "S&K Вертикаль" Евгения Зверева, объем работы в этом сегменте у него вырос на 50% — и на столько же выручка. Рост числа обращений, связанных с банкротством бизнеса, отмечают и те фирмы, которые до сих пор как банкротчики не позиционировались, такие как Dentons.
Для небольших же компаний оказался весьма перспективным новый рынок личных банкротств. Так, в Объединенной консалтинговой группе отмечают, что благодаря активному началу работ в этом открывшемся сегменте общая выручка компании выросла на 20%. Крупные фирмы "личное" направление как рынок для себя не рассматривают: "В тех историях, которые у нас есть в периметре, личные банкротства есть, но это как придаток, не более".

Растет благосостояние

В Rightmark group отметили, что при сохранении общего числа кейсов в пределах статистической погрешности к 2014 году доходы от практики выросли (предварительно) на 15–20%.
В Апелляционном центре рост выручки прогнозируют на уровне 60–80%: "Определить точнее затруднительно, поскольку по ряду проектов мы стали иначе формировать цену".
В "Прайм Эдвайс" также отмечают рост выручки от практики, хотя точных прогнозов делать не решаются.
Подъем рынка сподвиг большинство игроков открыть новые вакансии. "В штат был принят один старший юрист и один помощник, а также обучены два арбитражных управляющих", — сообщили в Апелляционном центре. Говорят об увеличении штата банкротчиков в "Прайм Эдвайс" и в "S&K Вертикали".