Мобильное начало

Рынок интернет–услуг в Ленобласти объемом 2,5 млрд рублей в значительной степени зависит от жителей коттеджных поселков. Экономический кризис оказал на отрасль некоторое влияние, оно выражается в том, что прекратился быстрый рост, говорят участники рынка.

По оценкам "Ростелекома" на лето 2015 года, уровень проникновения фиксированного Интернета в Ленобласти — 32%, ежегодный рост рынка — 5–6%. Проникновение ниже, чем в Петербурге, а темпы роста рынка — выше.
"Спрос на подключение коттеджных поселков держится на том же уровне, что и в предыдущие периоды, — говорит руководитель отдела домовых сетей "БСИ Телеком" Ксения Лиманова. — Если ситуация в стране будет более стабильной, можно будет говорить о возобновлении спроса на приобретение недвижимости за городом и, соответственно, увеличении спроса на подключение проводного Интернета".

Два варианта

Владелец загородного дома оказывается перед выбором между мобильным и проводным Интернетом. Мобильный прогрессирует с каждым годом, тем не менее даже 4G, не говоря уже о 3G, не может и в обозримом будущем не сможет конкурировать с оптоволокном. Проводной сигнал стабильнее, дороже и качественнее.
Чтобы принять решение, какой Интернет использовать за городом, нужно ответить на вопрос, зачем именно он будет нужен. Кроме того, многое зависит от удаленности коттеджного поселка от Петербурга, качества мобильного сигнала и технической возможности подключить оптоволокно. Во многих случаях никакого выбора просто нет.
Представители мобильных операторов констатируют, что в большинстве дачных поселков оптоволокна нет и не предвидится, а мобильный сигнал есть почти на всей территории региона. В "МегаФоне" и "ВымпелКоме" советуют обратить внимание на тарифные планы повышенной мощности и хорошие Wi–Fi–роутеры.
"Если же выбор все–таки есть, нужно оценить три параметра, — говорит директор отдела маркетинга Vinku Family Network Максим Жабоедов. — Пользователю нужно понять, есть ли потребность в высокой скорости, есть ли потребность в неограниченном трафике и для каких целей нужен доступ в Интернет".

Три категории

Эксперты делят пользователей на три основные группы. Первым Интернет нужен только время от времени и только для просмотра почты и общения в социальных сетях. Это 10–30% всех клиентов в близлежащих коттеджных поселках. "Такие пользователи обычно непривередливы и готовы пожертвовать ограничением в трафике и низкой скоростью доступа ради максимально низкой стоимости", — говорит Максим Жабоедов. В большинстве случаев им вполне достаточно мобильного Интернета.
Вторая и самая многочисленная (от 60 до 80%) категория пользователей использует Интернет постоянно, но не для работы, а для развлечения и получения информации. Их основной контент — фильмы, онлайн–игры, видеозвонки и социальные сети. Многое зависит от географии, но в большинстве таких ситуаций необходим уже проводной доступ. Пользователи именно этой категории выбирают одну из самых востребованных услуг — одновременное подключение Интернета и интерактивного ТВ.
Наконец, третья группа пользователей (не более 10% общего числа) использует Интернет также и для работы, и в их случае никакого выбора уже нет. "Часть этой аудитории — люди, владеющие бизнесом, люди с домашним офисом, — рассказывает Максим Жабоедов. — Стабильный доступ к Интернету играет для них важную роль при покупке недвижимости. Эта аудитория также может использовать технологию умный дом и высокотехнологичные девайсы, которые тоже требуют постоянного и стабильного выхода в Интернет".
"Сейчас многие люди, проживающие за городом, переходят на удаленную работу, что также требует качественного Интернета, и без проводного подключения тут не обойтись", — соглашается Ксения Лиманова.

Сложности договора

По словам экспертов, жители коттеджных поселков при наличии технической возможности почти всегда выбирают проводной Интернет. В Vinku Family Network оценивают ежегодный рост подключений в 50%.
Другая интересная тенденция состоит в том, что чем больше в поселке жителей, тем (из–за роста нагрузки) хуже качество мобильного Интернета. Многие начинают с мобильного Интернета — для его использования не нужно делать ничего (или почти ничего). Но рано или поздно пользователи по возможности меняют его на оптоволокно. Не говоря уже о том, что человек, привыкший к проводному качеству, едва ли снова смирится с мобильным.
"Подключаются чаще в индивидуальном порядке, а не целыми поселками, — рассказывает Ксения Лиманова. — Преобладает число индивидуальных подключений, так как есть сложности с единовременным подключением нескольких домов или целого поселка. Не всем сразу требуется подключать услуги связи. У некоторых идет ремонт, у всех разное время покупки земельного участка и разный этап заселения".
Управляющим компаниям сложно договориться со всеми жителями одновременно. А те, по словам экспертов, постепенно сами переходят от мобильного Интернета к проводному.