Эффект замкнутого пространства

Благодаря стремительному развитию многоэтажного строительства лифты в жилых комплексах становятся самым востребованным "транспортом" в Петербурге, которым ежедневно пользуется более 80% жителей нашего города.

Эксперты утверждают, что покупатели квартир в новостройках все чаще обращают внимание на качество и внешний вид лифтов в доме.
В четверку лидеров лифтовых производителей входят компании OTIS, Thysson, Shindler, а также финская корпорация Kone, которая стала создателем первого в мире пассажирского лифта, способного работать без машинного отделения. По оценкам экспертов, объем рынка нового оборудования — 8 млрд в год.
По словам генерального директора девелоперской компании "Леонтьевский мыс" Игоря Онокова, на рынке присутсвуют исторические нишевые лидеры — отечественные производители, которые "строили" существующие несколько десятилетий объекты и сегодня успешно модернизируют свое же оборудование.
У каждой из этих компаний есть продукты для любого класса недвижимости, однако, как рассказал главный инженер компании О2 Development Роман Веденеев, согласно сложившейся практике для жилья эконом– и комфорткласса оптимальными считаются лифты марок OTIS, "Могилевлифтмаш", Щербинский лифтовый завод, Карачаровский механический завод, MITSUBISHI, "Юнит". Для бизнес– и элитного класса в основном используются лифты таких брендов, как Kone, SKG, SIGMA, Schindler, Thyssen Krupp.
"Это не значит, что более дешевые лифты чаще ломаются, просто для каждого конкретного проекта выбирается оптимальное соотношение "цена — качество", — объясняет Роман Веденеев. Так, в зависимости от класса проекта повышенные требования предъявляются к спектру дополнительных функций, дизайну и отделке кабины, а также комфорту пассажиров.

Без шума и пыли

Основные требования к современным лифтам связаны с безопасностью для пассажиров, бесшумностью, долговечностью, плавностью хода и энергоэффективностью. Если раньше грохочущий лифт, застревающий между каждым этажом, был практически нормальным явлением, то в сегодняшних новостройках это совершенно недопустимо.
По словам Игоря Онокова, несмотря на то что современные лифты отличаются низкими показателями шума и вибрации, застройщики стараются так расположить их относительно жилых помещений, чтобы вибрация и шум не беспокоили жильцов.
В элитных проектах строители вообще стараются максимально отдалить лифт или группу лифтов за пределы жилой зоны.
Грузоподъемность, скорость и длительность ожидания лифта также имеют большое значение для покупателей и будущих жильцов. Исходя из этого, рассчитывается необходимое количество лифтов в подъезде.
Согласно существующим СНиПам, этот показатель зависит от числа этажей в многоквартирном доме, общей поэтажной площади квартир и интенсивности использования лифтов, которая вычисляется исходя из числа жильцов.
"Например, в домах до 10 этажей достаточно одного пассажирского лифта. В жилых зданиях от 11 до 17 этажей их должно быть два — пассажирский и грузовой. В 20–25–этажных высотках необходимо устанавливать по четыре лифта — два пассажирских и два грузовых. В малоэтажных комплексах комфорткласса 4–5 этажей, как правило, лифты не проектируются. Если же все–таки проект предусматривает наличие лифтовой кабины, то ставится не более одной кабины на подъезд", — рассказывает директор по маркетингу и продажам группы компаний "Лидер Групп" Виталий Виноградов.
Как правило, застройщики домов эконом– и комфорткласса не выходят за пределы этих нормативов. В более дорогих проектах узаконенный минимальный набор всегда расширяется — как правило, за счет лифтов с нестандартной функцией. Наибольшее распространение в последнее время получили лифты, спускающиеся в паркинг. В клубных проектах с небольшим числом квартир бывают также лифты с доступом в прихожую квартиры.
В некоторых жилых комплексах класса de luxe, таких как ЖК "Новая звезда", ряде жилых комплексов СК "Возрождение" и в доме на Невском, 133–137, установлены лифты с одной остекленной стеной, являющиеся некой разновидностью панорамных лифтов.

Умный лифт

Практически во всех лифтах, работающих в жилых комплексах высокого класса, всегда используются эксклюзивные опции технического порядка — такие, как система антизастревания и доводки до ближайшего этажа при прекращении электропитания, приоритетный вызов, закрытый доступ на этаж, специальные алгоритмы работы, основанные на разделении прав доступа и совмещении вызовов с применением интеллектуальных систем управления пассажиропотоком.
Используются также лифты с сокращенным ожиданием, интеллектуальной программой оптимизации движения, когда этаж назначения вводится еще до входа в лифтовую кабину, при этом система направляет лифт к определенному пассажиру, а он получает сообщение, к какой кабине следует подойти. Кроме того, существуют лифты с откидными сиденьями, электронными барьерами для защиты входов, противошумной изоляцией и голосовым синтезатором и т. д.
По словам Игоря Онокова, самыми сложными системами являются Кone Polaris и Кone Access Control, которые являются частью умного здания, включаясь в систему безопасности, контроля доступа и обеспечивая динамически просчитываемый комфортный для пассажиров алгоритм вертикального перемещения по объекту.

Звездное лифтовое небо

Немаловажное значение имеет и дизайн лифтовой кабины, который сегодня имеет огромное количество вариаций. Например, как рассказал управляющий партнер, директор по развитию и реализации проектов "Еврострой–Развитие" Александр Матеша, для лифтов производства Kone под каждый проект отделка подбирается индивидуально по каталогам, хотя в некоторых проектах оформление лифтовой кабины возможно за рамками существующих предложений.
Например, в некоторых элитных домах в качестве декора лифтовой кабины могут быть использованы рельефная сталь с покрытием под золото или серебро, потолок из полированной нержавеющей стали "звездное небо", позволяющий снижать эффект замкнутого пространства, а также комбинации отделки из дерева, натурального камня и стекла. Напольным покрытием могут послужить линолеум, резина, искусственный камень и даже велюровые ковры.
В домах эконом– и комфорткласса все значительно проще. Эстетические критерии ставятся здесь на последнее место, и, оформляя лифты, застройщики в лучшем случае отделывают кабины антивандальными панелями из нержавеющей стали. Хотя чаще всего они предпочитают ограничиваться самым дешевым способом декорирования, покрывая стены лифтов порошковой окраской. Роман Веденеев объясняет это тем, что в жилых проектах требования к отделке лифтов определяются в основном эксплуатационными характеристиками и стоимостью, поэтому особых изысков в них нет. Так же как и дополнительных интеллектуальных опций, которые жильцам премиальных комплексов вылетают в копеечку.