Отель или завод в карман не положишь

Управляющий партнер "Дювернуа Лигал" Егор Носков - о странностях нового списка офшоров по версии налоговой.

Налоговая на днях опубликовала новый список офшоров, так называемых непрозрачных юрисдикций, в который вошли 119 стран. В том числе совершенно неожиданные государства, которые в качестве офшорных еще никогда не фигурировали ни в каких списках.
В список не попали излюбленный россиянами Кипр и весьма популярные в схемах бриджевого финансирования (когда, например, российская компания реинвестирует собственные средства своего зарубежного холдинга в свой российский бизнес. — Ред.) Нидерланды и Люксембург. Зато в списке оказались имеющие существенно большую налоговую нагрузку Великобритания и Швейцария, а также вообще не имеющая статуса низконалоговой юрисдикции Австрия.
Чем руководствовались составители этого списка, на основании каких сведений они отбирали юрисдикции, напрямую влияющие на российский бизнес, осталось неясным. Но замечательным обстоятельством для тех бизнесменов, которые, видимо, еще не насытились турбулентностью в регулировании, остается возможность добавления налоговиками в список любых стран по своему усмотрению.
Чем обернется работа ФНС по этому новому списку для бизнесменов, имеющих контролируемые иностранные компании (КИК) в попавших в него странах? В первую очередь можно подчеркнуть обязанность такого бизнесмена платить в России 20% налога на нераспределенную прибыль этой компании.
Что самое интересное, в большинстве стран списка россияне, как правило, пытаются создавать именно нормальный бизнес, а вовсе не перевалочный пункт для ухода от налогов. В том числе, например, австрийские и швейцарские "дочки" есть у крупных российских консорциумов. Например, у "ЛУКОЙЛа" есть "дочка" в Швейцарии. И, в отличие от владельцев реальных офшоров, основная масса которых предпочла просто их не декларировать в России в связи с крайне малой вероятностью их разоблачения, этот бизнес невозможно спрятать. Отель или завод в карман не положишь.
При этом в первые 4–5 лет работы любого бизнеса его владелец обычно всю прибыль пускает на развитие компании. И получается, он заработал деньги в этой стране, заплатил здесь налоги, отнюдь не самые низкие, и после этого должен еще 20% заплатить в России.
Мы все хотим, чтобы российский бизнес был не локальным, а международным. Но в мире широко известны едва ли два десятка компаний, из которых половина — в сырьевом секторе. Из 100 российских КИК 99 — офшоры и лишь одна — реальный бизнес. И именно по этой одной налоговики и нанесли очередной удар.
Понятно, что у ФНС сегодня недостаточно квалификации по работе с зарубежными юрисдикциями: такая задача встала перед ней лишь в этом году. Отсюда и такие чудовищные эксперименты над родным бизнесом. Боюсь, данная инициатива сподвигнет тех немногих предпринимателей, которые хотят иметь реальные бизнесы за рубежом, сменить налоговое резидентство, иными словами, на бизнес–эмиграцию.