Петербургский предприниматель Василий Филиппов продал бизнес в сфере IT и запустил производство детских наборов для химических опытов, вложив в него 43 млн рублей.
Василий Филиппов
, учредитель ООО "Мел Саенс", рассказал "ДП" о том, как у него родилась идея нового бизнеса. "У меня четверо сыновей, и мы вместе проводим химические опыты по выходным, — говорит Василий Филиппов, — как и всем детям, им нравится, когда что–то неожиданно меняет цвет и форму, но для них это просто фокусы". В 2014 году он решил сделать набор, который не только показывает, например, как "вырастить" оловянное дерево, но и объясняет, почему так происходит. В компанию Mel Science предприниматель вложил 43 млн рублей — средства от продажи предыдущего бизнеса, компании SPB Software, "Яндексу" в 2011 году. Василий с 1999 года работал в сфере по разработке ПО для мобильных устройств и успел создать две фирмы — SPB Software и SBP TV.
Большая часть стартовых затрат ушла на зарплаты (в компании работают семь человек, еще около 20 — внештатно). Офис занимает 80 м2, производство, где собирают наборы, — около 100 м2. Их компоненты — пластиковые баночки, колбы из боросиликатного стекла, защитные очки, макролинзы и др., закупают в Китае. Химические реагенты — у российских поставщиков.
В конце октября предприниматель планирует начать продажи в США, Англии и России. Модель монетизации выбрана необычная — по подписке. То есть за фиксированную плату подписчикам будут каждый месяц доставлять по почте набор с новым опытом. "Такой формат служит напоминанием родителям: участь многих научных наборов, подаренных чаду, — провести остаток дней на полке, — говорит Василий Филиппов. — Но от нас подписка требует большой дисциплины".
Подписку будут продавать через Интернет, покупателей компания ищет на выставках и в соцсетях. Безубыточность, по плану владельца, могут обеспечить 5–10 тыс. подписчиков. Инвестиции планируют вернуть через год после старта продаж.
Сейчас на петербургском рынке представлено около 10 компаний, производящих химические наборы, — это "Брикник", RANOK–CREATIVE, Eastcolight и др. Объем рынка детских игрушек оценивают в 8–10 млрд рублей. Развивающие игры, по данным Gifts–info, занимают около 15% рынка. Михаил Иванов, владелец магазина "Подписные издания", отмечает, что в последнее время стало больше детских книг и игрушек научной тематики. "Думаю, это связано с тем, что взрослые больше стали интересоваться наукой — читать нон–фикшен–литературу, смотреть научно–популярные фильмы, — говорит Михаил Иванов. — В итоге и детям они покупают книги и игрушки, посвященные физике, химии, астрономии".