ДП Все статьи автора
29 сентября 2015, 13:54 23779

Рейтинг крупнейших петербургских компаний

Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ

"Деловой Петербург" представляет рейтинг крупнейших компаний Петербурга и Ленобласти по выручке и величине активов. Лидерство ожидаемо захватили представители сырьевого сектора экономики.

" Деловой Петербург " составил рейтинг крупнейших компаний Петербурга и Ленинградской области по выручке и величине активов. Первое место и в том, и другом случае досталось ОАО "Газпром нефть".

"Деловой Петербург" представляет рейтинг "Юрист сезона. Лето-2015"

"Деловой Петербург" представляет рейтинг "Юрист сезона. Лето-2015"

2106
Павел Горошков, редактор

В топ-5 компаний по выручке вошли ООО "КИТ Финанс Трейд", ООО "Газпромнефть - Региональные продажи", ПАО "Ростелеком", ООО "КИТ Финанс". Среди самых крупных петербургских компаний Петербурга и Ленобласти оказались ПАО "Ростелеком", ООО "ПромЭкспорт", ООО "Газпром Экспорт" и АО "ОСК".

Надежда на экспорт

Петербургские промышленники, не успев преодолеть последствия одного кризиса, медленно скатываются в следующий из–за снижения потребительского и инвестиционного спроса. Вся надежда на экспорт и гособоронзаказ.

С начала века самым провальным для петербургской обрабатывающей промышленности стал 2009 год — тогда обороты 30 крупнейших компаний местной промышленности сократились до 375 млрд рублей, что на 20% ниже уровня 2008 года (осенью 2008–го РФ постиг мировой финансовый кризис). С тех пор промышленники энергично наращивали обороты в среднем на 15% в год и за 5 лет удвоили совокупные доходы, преодолев отметку 838 млрд рублей. Но если скорректировать значение этого показателя на инфляцию, то достижения промышленников окажутся в 1,6 раза скромнее — реальный совокупный оборот составит 530 млрд рублей, что всего на 17% выше уровня 2008 года. То есть за 5 лет (2010–2014 гг.) промышленникам так и не удалось полностью компенсировать провал 2009 года.

До 2013 года доминирующее положение в местной промышленности занимали производители продуктов питания, алкоголя и табака, а теперь лидируют автопроизводители. Но это не значит, что у автозаводов дела идут сейчас очень хорошо, просто у пивоваров все намного хуже, чем они могли себе представить.

Нездоровый бизнес

Крупнейший в России производитель пива — петербургское ООО "Пивоваренная компания Балтика" (входит в датскую группу Carlsberg) — сокращает обороты третий год подряд. Среди причин негативного тренда в компании называют увеличение акцизов, ограничение времени продажи алкоголя. В результате потребление пива в стране сократилось на 30%. Санкции, введенные против Москвы в 2014 году, и последовавшая за ними резкая девальвация рубля еще больше ухудшили положение пивоваров.

Экономика Петербурга: итоги 9 месяцев 2015 года

Экономика Петербурга: итоги 9 месяцев 2015 года

861
ДП

В октябре прошлого года директор завода "Балтика — Санкт–Петербург" Юрий Чентырев говорил, что из семи линий, которые занимаются розливом пива, сейчас работает не больше трех. При этом мощности задействованы не ежедневно, а "по мере необходимости".

Carlsberg, владеющая российским брендом "Балтика", объявила в начале этого года о закрытии двух из 10 российских заводов: в Челябинске и Красноярске. Петербургскому заводу закрытие пока не грозит, рентабельность у него хорошая, хотя и сокращается, по итогам 2014 года она слегка опустилась ниже 20%.

Похожая ситуация у табачников, масштабная кампания, направленная на борьбу с курением плюс повышение акцизов сделали свое дело: обороты крупнейших петербургских производителей сигарет сократились за 2014 год на 15% и продолжают падать в этом году.

За пределы родины

Автопроизводители — японский " Ниссан " и корейский "Хендэ Мотор" обошли пивоваров и табачников, заняв первое и второе места в нашем списке крупнейших компаний.

Спрос на автомобили внутри страны, как и на пиво, тоже падает. По данным агентства "Auto–Dealer–СПб", за 8 месяцев 2015 года петербургские автозаводы Hyundai, Nissan, Toyota и GM выпустили 194,8 тыс. легковых автомобилей, что на 20% меньше аналогичного показателя прошлого года. Но автопроизводители не сдаются, чтобы не терять прибыль из–за простоя заводов, они начинают экспортировать собранные в Петербурге машины в третьи страны.

"Хендэ Мотор" в конце августа заявил о намерении экспортировать до конца текущего года в Египет и Ливан более 4 тыс. автомобилей, собранных на петербургском заводе. В свою очередь "Ниссан", который ранее отрицал возможность экспорта машин с петербургского завода, теперь рассматривает возможность поставок местных изделий на рынок Скандинавии.

Еще одним мощным драйвером местной промышленности стало судостроение, бодро растущее на гособоронзаказе.

Впервые Адмиралтейские верфи вошли в десятку крупнейших промпредприятий города, заняв шестое место в списке. Компания не только успешно выполняет гособоронзаказ, но и получает многолетние экспортные контракты на подводные лодки.

Растет влияние государства

Рейтинг за 2014 год крупнейших петербургских компаний, занимающихся перевозкой пассажиров, уже сегодня выглядит несколько несуразно. Лидер рейтинга — авиакомпания "Трансаэро", заработавшая за 2014 год 117,3 млрд рублей, — к моменту составления рейтинга уже фактически перестал существовать.

Крупнейшая частная авиакомпания страны оказалась в предбанкротном состоянии, и правительством было принято решение о передаче ее в управление "Аэрофлоту". Он, в свою очередь, приобретет 75% акций авиакомпании за 1 рубль. На эту ситуацию готова закрыть глаза — пусть и временно — Федеральная антимонопольная служба, сообщил глава ведомства Игорь Артемьев. Ведь говорить о конкуренции на российском рынке авиаперевозок после объединения авиакомпаний будет сложно: вместе "Трансаэро" и "Аэрофлот" (включая дочерние авиакомпании "Россия", "Донавиа", "Оренбургские авиалинии") в 2014 году перевезли около 50% общего числа пассажиров, воспользовавшихся услугами всех российских авиакомпаний.

Несмотря на сделку с "Аэрофлотом", скорее всего, наш рейтинг не потеряет своего лидера. Например, АО "Авиакомпания "Россия" после присоединения к "Аэрофлоту" сохранилось среди пассажирских транспортных компаний Петербурга.

Впрочем, определенные потери у "Трансаэро", безусловно, будут. Например, ему придется отказаться от части направлений, чтобы не дублировать "Аэрофлот". Уже известно, что отозваны допуски на пять маршрутов из Петербурга — перевозчик не будет летать в Тель–Авив, Лондон, Ригу, Милан и Рим.

Таким образом, среди пятерки крупнейших транспортных пассажирских компаний не останется ни одной без государственного участия. Ведь и оператор аэропорта Пулково — ООО "Воздушные ворота Северной столицы" — представляет собой консорциум, куда входит "ВТБ Капитал". Он, кстати, показал в 2014 году выручку почти на 40% больше, чем в 2013 году, при этом пассажиропоток вырос всего на 10%. Зато компании удалось повысить долю неавиационных доходов — с 17 до 21%.

По итогам 2015 года результаты могут быть менее оптимистичными. Впервые за последние 5 лет аэропорт теряет трафик. Так, с начала 2015 года количество пассажиров на международных рейсах сократилось на 20% — до уровня 2012 года. Уже 11 авиакомпаний отказались от рейсов из Петербурга, другие сокращают их количество.

Попадание в рейтинг операторов городского общественного транспорта неудивительно для города с пятимиллионным населением. За год Петербургский метрополитен перевез 763 млн человек, "Пассажиравтотранс" — 298 млн человек.

Отсюда даже при небольшой выручке на одного пассажира — 22 и 30 рублей соответственно — формируется высокая суммарная выручка. Для сравнения: у "Трансаэро" выручка на одного пассажира — 8,9 тыс. рублей.

Отметим, что среди крупных перевозчиков региона, чья выручка исчисляется миллиардами рублей, не только государственные "Горэлектротранс" (4,6 млрд рублей) и Северо–Западная пригородная пассажирская компания (5,5 млрд рублей), но и частные компании — ООО "Петербургская транспортная компания" (3,5 млрд рублей) и ОАО "Третий парк" (3,5 млрд рублей).

Экономический кризис, несомненно, ухудшит финансовое положение перевозчиков, однако понятно, что в такой ситуации роль государства будет только усиливаться. При этом очевидно, что на субсидии для всех в бюджете денег не хватит, что и показала наглядно ситуация с одним из крупнейших российских авиаперевозчиков.

Год больших жилых рекордов

Для строительной отрасли 2014 год стал рекордным во всех отношениях — он начался повышенным спросом из–за роста курса валют и нестабильной экономической ситуации и завершился еще большим ажиотажем. В Петербурге и приграничных районах Ленинградской области было введено в эксплуатацию 4,9 млн м2 жилья, продано за год — более 5 млн м2 жилой недвижимости.

Больше общей площади

Рекордсменом по введенным метрам стала компания Setl City (входит в Setl Group Максима Шубарева), построившая в регионе 504 тыс. м2 жилых домов (361,7 продаваемой площади). Компания ввела в эксплуатацию очереди в жилых комплексах в Кудрово и Мурино Всеволожского района, в Приморском, Невском, Красносельском районах города. Несмотря на то что группа работает на рынке с начала 1990–х, за проекты комплексного освоения с горизонтом планирования на 10–15 лет она взялась только пару лет назад, но сразу за большие объемы. Компания продолжила пополнять задел на будущее и в этом году, увеличив свою долю в проекте "Планетоград" израильской компании Morgal Investments до 1,4 млн м2. Сейчас на земельном банке Setl Group в целом возможно возведение 6,5 млн м2 жилья.

За 2014 год Setl Group продала 436 тыс. м2 жилья и встроенных коммерческих помещений в домах в Петербурге и Ленинградской области.

Жилье компания строила также в Калининграде, а в Петербурге кроме жилых домов ввела в эксплуатацию бизнес–центр на пл. Конституции площадью около 30 тыс. м2. Выручка Setl City за прошлый год составила 31 млрд рублей.

Рекорды по полезной площади

Три следующих застройщика вплотную близки, как к Setl City, так и друг к другу.

Причем по объему продаваемой площади в Петербурге и области, то есть непосредственно по площади квартир и встроенных помещений, они обгоняют холдинг Максима Шубарева.

Компания " Главстрой СПб " (входит в "Базовый элемент" Олега Дерипаски) в 2014 году сдала в эксплуатацию жилые дома общей площадью 492,1 тыс. м2 (жилая площадь — 396 тыс. м2). В том числе первые очереди комплексов "Панорама 360" в Адмиралтейском районе и "Юнтолово" в Приморском районе плюс очереди в "Северной долине" в Выборгском районе. За 2014 год компания продала 388 тыс. м2 жилой недвижимости, что на 46% превышает аналогичный показатель 2013 года. Чуть меньше построило в Петербурге ЗАО "ЛенСпецСМУ" (входит в группу компаний "Эталон" Вячеслава Заренкова) — 456 тыс. м2 жилых домов (чистая реализуемая площадь — 447 тыс. м2).

Выручка компании за прошлый год — 39,4 млрд рублей, что на 33,3% больше результатов 2013 года. Кроме Петербурга ГК "Эталон" активно работает в Москве, так же как "Группа ЛСР" Андрея Молчанова

"Группа ЛСР" ввела в эксплуатацию в Петербурге 446 тыс. м2 жилых домов, из них в проектах массового сегмента — 363 тыс.м2 плюс 83 тыс. м2 в проектах элитной недвижимости и домах бизнес–класса в Центральном районе ("Смольный парк, "Парадный квартал") и на Петроградской стороне ("Европа Сити").

Выручка "Группы ЛСР" от продажи жилой недвижимости в Петербурге в 2014 году составила 39 млрд рублей. Группа продала здесь за год 715 тыс. м2 чистых реализуемых площадей. В том числе в декабре 2014 года "Группа ЛСР" заключила девять госконтрактов на продажу квартир площадью около 94 тыс. м2. для нужд города. Общая сумма контрактов составила 5,2 млрд рублей.

Наступают на пятки

Среди компаний, обеспечивших ввод большого объема жилых "метров" в Петербургской агломерации, построивших 140–150 тыс. м2, также строительная компания "Дальпитерстрой" Аркадия Скорова, группа компаний "ЦДС" Михаила Медведева, "Строительный трест" Беслана Берсирова и Евгения Резвова. Кроме того, 133 тыс. м2 было построено китайскими застройщиками в "Балтийской жемчужине", и 120 тыс. м2 введено компанией "Л1" Павла Андреева.

Высокая концентрация

Ослабление рубля повлекло сокращение покупательной способности петербуржцев, в результате лидеры розничной торговли, а это в основном продовольственные сети, реализуют планы по расширению на рынке, который сжимается более чем на 10%.

Слишком много конкурентов

Отличие петербургского рынка — в высокой концентрации сетевой торговли, ее доля превышает здесь 80%. "Петербургский розничный рынок самый высококонкурентный в России, и поэтому работа на нем требует высокого уровня профессионализма", — отмечает Марита Коскинен, генеральный директор сети магазинов PRISMA.

С ее мнением согласны и другие ретейлеры. В денежном выражении розничный рынка Петербурга — второй по размеру после Москвы. По данным "Петростата", в январе–августе его объем даже после сокращения на 10,4% составил 680 млрд рублей. Самые крупные сети — продовольственные.

Самые устойчивые

Для многих ретейлеров на первом месте среди их бизнесов по масштабу — именно их сети. Так, из 112 магазинов "О'Кей" 40 работают в Петербурге (20 гипермаркетов и 20 супермаркетов). Свою долю рынка компания оценивает в 15%. В формате гипермаркетов самое устойчивое положение у "Ленты", это сеть из 18 гипермаркетов в Петербурге. Сеть "Карусель", которая входит в состав Х5 Retail Group, насчитывает 14 гипермаркетов.

Что касается выходцев из Финляндии, то сеть "К–руока" насчитывает уже восемь гипермаркетов, а под управлением их конкурента — компании PRISMA находятся шесть гипермаркетов и 11 супермаркетов.

"В Петербурге самая высокая по России концентрация гипермаркетов, они конкурируют не только между собой, но и с магазинами у дома, так как расположены внутри города, а не за его пределами", — объясняют в сети "О'Кей".

В формате универсам у дома самая многочисленная сеть у "Дикси" (240 магазинов), немногим уступает "Пятерочка" (217 магазинов), также в число лидеров входят сети "Полушка", "Народная Семья", быстро расширяется "Магнит". А вот сеть "Верный" после массированного выхода на местный рынок быстро переключилась на другие регионы, поэтому в Петербурге работают только 40 ее магазинов.

Переключились на недорогие продукты

Потребительское поведение петербуржцев стремительно изменилось, и на первое место, как и в целом по стране, вышла цена продуктов.

"Покупатели перешли на более дешевые товары, и цена, согласно исследованиям, — главный критерий выбора товара для более 70% клиентов", — говорит Марита Коскинен.

В "О'Кее" рассказывают, что изменился состав потребительской корзины — уменьшилась доля экзотики и несезонных фруктов, снизилось потребление продуктов здорового питания (салатов, грибов), кроме того, сократилось число товаров, покупаемых за раз.

В магазинах формата у дома ассортимент узкий, представлены товары первой необходимости, поэтому сокращение не так сильно, как в гипермаркете, однако и здесь экономия ощущается.

"Мы отмечаем, что покупатель стал более чувствителен к ценам, более внимателен к промоактивности сети", — говорит Екатерина Куманина, директор по внешним связям группы "Дикси". По данным компании, в корзинах покупателей стало больше недорогих товаров, нередко они отдают предпочтение товарам под собственными торговыми марками (СТМ): они дешевле лидеров категории при сопоставимом качестве. В среднем, товары СТМ "Дикси" попадают в каждый второй чек.

Об этой же тенденции говорят в " Ашане ": "Клиенты сокращают расходы и все чаще отдают предпочтение товарам первой цены, в ответ мы увеличили долю товаров под собственной маркой".

Своими брендами

Кризис изрядно ударил по любви покупателей к брендам, заставив обращать внимание прежде всего на цену. В ответ ретейлеры стали активно усиливать направление privat label. Максимальна доля товаров СТМ в ассортименте "Ашана" — она превышает 20%. Приближается к нему сеть "Дикси": по данным на конец II квартала 2015 года, СТМ составляла около 16%.

Товары СТМ представлены во всех продуктовых категориях в различных ценовых сегментах. В торговых центрах METRO C&C в Петербурге доля товаров СТМ составляет 12,2%, и сеть работает над ее увеличением. В "О'Кее" долю СТМ не раскрывают, но подчеркивают, что она постоянно растет. В PRISMA доля СТМ составляет около 10%.

Новости партнеров
Реклама