Петербургское ЗАО "Эс-Сервис" запустило производство эскалаторов стоимостью 150 млн рублей

Петербургское ЗАО "Эс-Сервис", "дочка" московского ООО "Холдинг Транспортные Компоненты", разработало и запустило в производство новый тип эскалатора для метрополитенов. Инвестиции в разработку и производство первых 10 эскалаторов для двух станций московского метро составили 150 млн рублей, за счет нового продукта компания планирует увеличить продажи на 400 млн рублей в год, нарастив тем самым свой годовой оборот почти на 30%, до 1,9 млрд рублей.

Тоннельный эскалатор ЭС04 — отечественный аналог импортных эскалаторов тяжелого типа Thyssen и Schindler, которые используют в системах метрополитенов. Разработкой продукта "Эс-Сервис" занималась в течение 2013 года, еще полгода заняло освоение производства. Первая партия из 10 эскалаторов вышла в конце 2014 года, их заказал Московский метрополитен для станций "Раменки" и "Саларьево". Общий объем заказов по эскалаторам этого типа с начала производства и до конца 2015 года составляет более 170 млн рублей. Начиная с 2016 года компания планирует выпускать от 30 до 50 таких эскалаторов в год
Отечественный комплект
Комплектующие в составе нового продукта на 90% отечественные, что делает его практически независимым от валютных колебаний. "Планы по продажам эскалаторов типа ЭС04 в 2016-2018 годах — достичь 400 млн рублей в год. По стоимости новый продукт соизмерим с импортными аналогами, а в условиях увеличения курса евро мы планируем составить жесткую конкуренцию западным производителям", — говорит коммерческий директор компании "Эс-Сервис" Евгений Маневич. С новым продуктом компания рассчитывает на участие в конкурентных процедурах ГУП "Московский Метрополитен", АО "Мосинжпроект", ГУП "Петербургский метрополитен".
Российский рынок тоннельных эскалаторов оценивается примерно в 100 единиц продукции в год, что в денежном выражении составляет 1 млрд рублей. Около 40% рынка принадлежит импортным производителям — компаниям ThyssenKrupp Elevator (Германия), Schindler (Швейцария) и украинскому ОАО "КВСЗ" (Крюковский вагоностроительный завод). Остальные 60% распределены между петербургскими "Эс-Сервис" и "Универсалмаш" в соотношении 75 и 25% соответственно, говорит представитель аналитической компании Indexbox Татьяна Юн.
Зависимый рынок
Рынок тоннельных эскалаторов крайне зависим от планов реконструкции и нового строительства метрополитенов, из-за чего объем поставок может существенно варьироваться год от года. Так, 2015 год эксперты называют провальным, поскольку в текущем году планы закупок эскалаторов в метрополитенах не предполагают дополнительных поставок, кроме уже выполненных. Между тем в с 2016 года по 2020 год аналитики прогнозируют рост рынка на 15-20% ежегодно в связи с обширными планами строительства Московского метрополитена (строительство третьего пересадочного контура, Калининско-Солнцевской линии, Люблинско-Дмитровской линии, Кожуховской линии).
По данным аналитиков, около 90% производимых для России тоннельных эскалаторов идет в Московский метрополитен, остальное — в петербургский. В подземки других городов поставки сейчас практически не ведутся. При этом планы строительства либо реконструкции Новосибирского, Нижегородского, Омского, Челябинского, Самарского метрополитенов вроде бы есть, но реальных заказов оттуда пока не поступает.
Основным поставщиком эскалаторов для петербургского метро до недавнего времени было ЗАО "ЭЛЭС", но с 2012 года эту продукцию компания больше не производит. Эскалаторы для станции "Спасская" произвело и поставило ЗАО "Универсалмаш" (дочернее подразделение ОАО "Кировский завод"), но их качество город посчитал неудовлетворительным. Для второго выхода станции "Спортивная" выбрали эскалаторы немецкого концерна ThyssenKrupp Elevators, продукцию для запущенной в 2015 году станции "Пушкинская" произвел украинский КВСЗ.
Кто будет поставлять эскалаторы на новые станции Петербургского метрополитена ("Проспект Славы", "Дунайский проспект", "Новокрестовская" и др.), пока не ясно. Год назад заявление о запуске собственной линии по производству эскалаторов стоимостью около 200 млн рублей сделало ЗАО "СМУ-9 "Метрострой" (входит в структуру ОАО "Метрострой"). "Метрострой" получил подряд на строительство станций с учетом поставки эскалаторов в объеме строительства, поэтому решение, какие эскалаторы будут на станциях, — за "Метростроем". Отсюда и решение, что "Метрострой" сам же для себя и будет изготавливать эскалаторы. Но на сегодняшний день нет ни одного эскалатора, изготовленного и работающего по его проекту", — сообщил "ДП" знакомый с ситуацией на рынке источник.