Производство шоколада в России падает, а карамели — растет

Автор фото: Интерпресс

Производство сладостей в стране продолжает падать: на четверть просели шоколадки и конфеты с коньяком, говорят эксперты. Россияне перешли на дешевые сладости и стали больше печь дома — люди заедают кризис, говорят кондитеры, продажи которых растут.

Производство шоколадных изделий продолжает падать — с 746,8 тыс. до 737,8 тыс. т за полгода. Самые плачевные показатели у упакованного шоколада и конфет с алкогольной начинкой. Они упали на 18,4 и 29,4%, до 44,4 тыс. и 14,7 тыс. т, приводит цифры Центр исследований кондитерского рынка. Вслед за этим сократилось и производство какао-порошка: выпуск в чистом виде упал на 13,6%, до 2,2 тыс. т, с подсластителями — на 26,6%, до 3,9 тыс. т.
Цены на продукцию ожидаемо шли вверх, но темп роста снизился. Стоимость 100 г шоколада в среднем в России в июне составила 68,2 рубля — на 34,5% больше июня прошлого года, например, в марте шоколадная инфляция составляла 38% в среднем по стране.
Любопытно, что за тот же период выросло производство карамели, пусть и всего на 4,7%, до 97,4 тыс. Те россияне, чьи доходы упали, вместо того чтобы полностью отказывать себе в сладком, выбирают более дешевые варианты. Падение отрасли эксперты связывают и с ростом цен на ингредиенты, и с обесцениванием валюты, и с падением доходов, что, очевидно, звенья одной цепи.
"Шоколад оказался одним из самых пострадавших сегментов пищевой отрасли. Производители не могут повышать цены на готовую продукцию пропорционально росту затрат на ее производство, и фактически большинство предприятий работает на грани рентабельности", — говорит исполнительный директор ЦИКР Елизавета Никитина.
Если ситуация не изменится, это грозит волной банкротств кондитерских предприятий, прогнозируют эксперты. Однако в недавней аналитике от фабрики "Победа" утверждается обратное. Конкретно их продажи за полгода выросли больше чем на 30%.
Однако исследование компании показывает, что произошло не столько смещение приоритетов в пользу дешевых сладостей, сколько рост их потребления за счет готовки в домашних условиях. По данным компании, за первое полугодие продажи дешевой кондитерской плитки выросли в 7 раз, до 7 млн плиток.
Ее, скорее всего, используют для приготовления сладостей в домашних условиях, предполагают авторы исследования. Дорогой шоколад при этом сохранил свои позиции — горький шоколад с содержанием какао в 72% не потерял в популярности, утверждается в исследовании компании.
Вдвое выросли продажи шоколада без сахара, но речь здесь идет о нишевом трендовом шоколаде для среднего класса, представители которого готовы дополнительно платить за здоровый образ жизни.
Падение, по данным "Победы", демонстрирует премиальный сегмент. Позиции теряют трюфели с марципаном. Инфографика фабрики подтверждает и падение спроса на шоколад с коньяком. Иронично, но конфет "Птица счастья" в кризис продали почти вдвое больше. 
"Во время кризиса от сладостей люди отказываются в последнюю очередь. Шоколад не теряет позиций по сравнению с другими продуктами. Однако игрокам сейчас приходится действительно нелегко, учитывая рост стоимости сырья", — отмечает президент кондитерской фабрики "Победа".
По его словам, обычно теряет позиции продукция со средним ценником, в кризис продаются дешевые и дорогие продукты. Труднее всего работающим как раз в среднем сегменте. По данным компании, сырье для шоколада в этом году подорожало на 60%.
Растут и развивающиеся компании. Почти двукратный рост продаж фабрики "Ацтек" ее совладелец Аркадий Пекаревский связывает с новой нишей. "Пожалуй, наши успехи можно связать с новым для рынка продуктом — шоколадом с марципаном, к тому же в этом году мы уверенно зашли в торговые сети, раньше присутствовали там точечно". В кризис, солидарен эксперт, "люди заедают всю горечь вокруг сладким, не все же водку пьют".