Как можно защитить туристов от ненадежных туроператоров

Автор фото: ИТАР-ТАСС/Михаил Почуев

Генеральный директор ООО "Звезды путешествий" Олег Афрамеев — о том, как можно защитить туристов от ненадежных туроператоров.

После прошлогодней остановки деятельности таких крупных операторов, как "Нева", "Солвекс" и "Верса", и множества более мелких туроператоров и турагентств сейчас уже нет такого обилия предложений горящих туров, как раньше. Идеология "каждому туристу по самолету" ушла в прошлое. Значительно сокращены чартерные программы, некоторые направления вовсе ушли из расписания авиарейсов. Падение покупательной способности россиян, возросший курс валюты во многом перераспределили отдых наших граждан в пользу российских курортов. Маятник качнулся в другую сторону, и туристический рынок пытается найти новый баланс сил между сократившимся и перераспределившимся спросом и предложением оставшихся операторов. В этих условиях принятие нового закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристического рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы РФ" — такое вот длинное, но важно звучащее название — может иметь определяющее значение. Очень важно отменить то, что себя не оправдало, — механизм финансовой гарантии, и развивать то, что действительно работает.
Вместо финансовой гарантии, от которой сейчас открещиваются все страховщики, надо ввести обязательные страховки от невыезда, в том числе и по причине остановки деятельности туроператора. Тогда бы турист сам выбирал страховую компанию, и тем самым финансовая нагрузка при наступлении страхового случая не приходилась бы на одну компанию. Введение механизма фонда персональной ответственности туроператора может позволить за счет средств фонда не вывозить, а оплачивать размещение уже находящихся на курорте туристов даже в случае, если туроператор прекратил свою деятельность. Важно, чтобы фонд персональной ответственности формировался путем ежеквартальных отчислений за количество выехавших туристов в предыдущем квартале. В таком случае при обязательном наличии обратных билетов (а это уже введено) турист сможет продолжить свой отдых и благополучно вернуться домой. И банкротство оператора не превратится в спасательную операцию. В случае если бы средств в фонде персональной ответственности туроператора не хватало, то к финансированию отдыха подключалась бы "Турпомощь". И тогда уже при выборе путевки турист руководствовался бы соотношением цены и качества, а не мучительными раздумьями, все ли в порядке с его оператором.
В Петербурге в этом году лето больше похоже на конец сентября. Поэтому горожане все равно стремятся найти свое место под солнцем, несмотря на подорожавшие туристические путевки, и едут все–таки за границу. Так, цены на традиционные летние направления, к сожалению, выросли, но на некоторые традиционно зимние — снизились. В отелях, расположенных в таких туристических городах, встречаются большие скидки — до 50%, кроме того, авиакомпании, отправляющие рейсы, например, в Дубаи, делаю цены на билеты достаточно низкими. В кризис актуальными остаются слова Экзюпери: "Жизнь прекрасна уже лишь тем, что можно путешествовать".