Петербургский тракторный завод получил 50 млн рублей на создание маломощного трактора

Автор фото: Коньков Сергей
Директор ЗАО "Петербургский тракторный завод" Сергей Серебряков.

Петербургский тракторный завод получил от Минпромторга 50 млн рублей на создание отечественного маломощного трактора "Кирюша". И надеется раздобыть еще 2 млрд рублей, чтобы запустить его в серийное производство.

Петербургский тракторный завод (ПТЗ, входит в группу "Кировский завод" Георгия Семененко) выиграл конкурс Минпромторга РФ на создание опытного образца отечественного трактора мощностью от 170 до 200 л. с.
Сейчас в таком мощностном диапазоне в России представлены только импортные изделия, прежде всего крупнейших мировых производителей John Deere и Claas, а также продукция украинских производителей, в частности Харьковского тракторного завода (им, кстати, руководил Сергей Серебряков до того, как возглавил ПТЗ в 2013 году).

Перспективные рынки

На опытно–конструкторские разработки Минпромторг выделил ПТЗ 50 млн рублей.
"Этих средств на все не хватит. По условиям конкурса мы должны вложить в опытно–конструкторские разработки половину собственных средств", — поясняет глава ПТЗ Сергей Серебряков. По его словам, опытный образец трактора появится в июле–августе этого года, тогда и начнутся его испытания с целью выявления недостатков. "Мы его ласково называем "Кирюша", — говорит Сергей Серебряков.
Трактора малой мощности — новый сегмент рынка, освоение которого позволит ПТЗ нарастить выручку более чем вдвое.
Потребность отечественных сельхозпроизводителей в традиционных для завода тракторах "Кировец" (мощностью более 300 л.с.) оценивается в 1200–1500 единиц в год. Цена такой машины — около 5 млн рублей. Менее мощные изделия стоят в 2–3 раза дешевле, но зато потребность в них значительно выше — 4–5 тыс. единиц в год. "Для выпуска новой продукции придется построить новый завод. Мы хотим сами делать мосты, рамы, коробки передач", — говорит Сергей Серебряков.
Помимо разработки новых — маломощных тракторов ПТЗ модернизирует традиционный "Кировец" и осваивает выпуск промышленных машин на его базе для нефтегазовых и горнодобывающих предприятий. В частности — шарнирносочлененных самосвалов. В этом секторе ПТЗ также придется конкурировать с известными иностранными компаниями John Deere и Volvo.
Стратегическая задача завода, по словам Сергея Серебрякова, как минимум втрое расширить ассортимент выпускаемой продукции к 2020 году.

Долговой кризис

Инвестиции в новое тракторное производство оцениваются в 2 млрд рублей. Таких собственных средств у завода нет, а привлечь их, учитывая его высокую долговую нагрузку, проблематично. К началу 2014 года краткосрочные обязательства ПТЗ превысили балансовую стоимость активов на 664 млн рублей. Предприятие нуждается в срочной докапитализации.
Головная организация группы — ОАО "Кировский завод" вряд ли сможет оказать существенную поддержку проекту: его долговая нагрузка заметно возросла после того, как оно взяло на себя обязательства оказавшегося на грани банкротства металлургического завода "Петросталь", также входящего в группу.
"Да, долговая нагрузка высокая, отголоски прошлых периодов сказываются, но нам удалось договориться со всеми кредиторами о реструктуризации долгов. Мы перевели задолженность из краткосрочной в долгосрочную. Сейчас предприятие чувствует себя стабильно. Мы наращиваем производство", — говорит Сергей Серебряков.
По сравнению с 2014 годом ПТЗ нарастил выпуск тракторов более чем вдвое, до 146 единиц в месяц. Мощности позволяют поднять выпуск еще на 40 единиц.

Как встают проекты

В этой истории уместно вспомнить опыт ОАО "Звезда": компания получила от Минпромторга средства на разработку опытного образца передового дизельного двигателя. Предполагалось, что, когда он будет создан, предприятие получит кредит от Внешэкономбанка (ВЭБ) на льготных условиях на строительство нового двигательного производства. Опытный образец есть, а средств на строительство завода так и нет.
Председатель совета директоров и основной собственник "Звезды" Павел Плавник не теряет надежды: по его словам, Минпромторг сейчас оценивает потенциальный спрос на двигатели, и когда он будет понятен, то, вероятно, вопрос с выделением ВЭБом средств сдвинется с мертвой точки.
Рассчитывать на поддержку проекта со стороны государственного ВЭБа ПТЗ не стоит, полагает Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ИК "ЛМС". По его мнению, ВЭБ стал владельцем оказавшегося в затруднительном финансовом положении концерна "Тракторные заводы" и, скорее всего, будет инвестировать средства в его развитие, а не в частное предприятие.