Елена Домброва elena.dombrova@dp.ru Все статьи автора
4 июня 2015, 18:36 968

Сделано в Петербурге. Пищепром

Фото: PHOTOXPRESS

Петербургские компании пищепрома выбились в лидеры российского рынка благодаря поставкам продукции за рубеж.

Хотя Петербург и Ленобласть нельзя назвать хлебным регионом, близость к границе, экономическая активность позволили некоторым предпринимателям практически с нуля дорасти до масштабов лидеров в своих отраслях. Крупнейшие российские производители чая, пива или молока были основаны в Петербурге.

Сделано в Петербурге. "Группа ЛСР"

Сделано в Петербурге. "Группа ЛСР"

396
Наталья Ковтун news@dp.ru
Сделано в Петербурге. "Группа ЛСР"

Сделано в Петербурге. "Группа ЛСР"

396
Наталья Ковтун news@dp.ru

Пиво по всему миру

История бренда "Балтика" , который входил в число самых дорогих в мире по версии Financial Times, началась еще до перестройки. Предприятие зародилось в 1990 году на базе долгостроя советского времени — завода Ленинградского производственного объединения пивоваренной и безалкогольной промышленности "Ленпиво". Оно было государственным, но уже в 1992 году началась его приватизация.

Возглавил "Балтику" Таймураз Боллоев , руководитель компании с момента основания и до 2005 года. Мощность завода на старте составляла около 1 млн гектолитров в год. Популярность продукции завода быстро росла, к 1993 году он вышел на мощность около 2 млн гл.

Под руководством Таймураза Боллоева компания быстро выросла в крупнейшего российского производителя пива. В 1996 году прошла программа реконструкции завода. Пик объемов его производства пришелся на расцвет рынка пива и в 2003 году составил 12 млн гл.

Тем не менее объемов производства не хватало, "Балтика" начала географическую экспансию с покупки в 1997 году контрольного пакета акций завода "Донское пиво". Затем компания приобрела завод "Тульское пиво". В 2003 году "Балтика" построила собственные заводы в Самаре и Хабаровске. В конце 2006 года завершилось юридическое объединение "Балтики" с компаниями "Вена", "Пикра" и "Ярпиво". В 2008 году запущен завод в Новосибирске.

Что любопытно, пивоваренная компания с самого начала ориентировалась не только на российский рынок. В 1998 году "Балтика" начала поставлять пиво в страны СНГ, а на сегодняшний день продукция предприятия экспортируется в 75 стран мира.

Петербургская "Балтика" стала локомотивом развития пивного рынка в России, оставаясь на протяжении многих лет производителем № 1 с самой большой долей рынка. Несмотря на очевидные проблемы отрасли — за 2008 – 2014 годы, по данным Росстата, сокращение рынка пива превысило 30%, — компания сохраняет статус лидера рынка.

Сделано в Петербурге. Строительство

Сделано в Петербурге. Строительство

443
Наталья Ковтун news@dp.ru
Сделано в Петербурге. Строительство

Сделано в Петербурге. Строительство

443
Наталья Ковтун news@dp.ru

Чаепитие в масштабах страны

Известный петербургский бизнесмен Александр Евневич в 1994 году основал компанию "Орими трэйд" вместе с Сергеем Касьяненко и Дмитрием Варвариным. Долю Дмитрия Варварина партнеры позже выкупили у его вдовы. Изначально "Орими трэйд" зарабатывал на поставках бакалеи: муки, сахара, тушенки и параллельно занялись импортом и продажами чая.

Спустя 2 года компания "Орими трэйд" уже вошла в шестерку крупнейших российских импортеров, а в 1999 году стала лидером российского чайного рынка. Тогда же компания начала фасовать чай в России и нарастила ассортимент за счет кофе под торговой маркой "Жокей".

Быстрый рост потребовал от компании собственного производства, и в 2000 году была введена в действие первая очередь чаеразвесочного производства фабрики "Невские пороги" в поселке им. Свердлова в Ленобласти. В момент запуска мощность фабрики составляла 4,5 тыс. т чая в год.

Сегодня "Орими" — устойчивый лидер российского рынка чая — доля компании превышает 30% в натуральном выражении (Nielsen, 2014). Благодаря работе с экспортом компании удалось занять первое место и на национальных рынках чая Белоруссии, Молдовы, Украины.

Также «Орими» удерживает ведущие позиции на рынке Казахстана и Киргизии. Таким образом, сегодня ГК «Орими Трэйд» — крупнейший российский импортер чайно–кофейного сырья и один из пяти ведущих операторов на мировом рынке.

Что касается рынка кофе, то в России «Орими Трэйд» занимает третье место, уступая только транснациональным корпорациям и лидируя в сегменте натурального обжаренного кофе.

Фабрика « Невские пороги », переименованная в прошлом году в «Орими», — на сегодняшний день крупнейшая в Восточной Европе, совокупный объем производства чайно–кофейной продукции в 2014 году превысил 88 тыс. т.

Оценили иностранцы

Петербургские предприятия — по–прежнему популярные объекты инвестиций со стороны западных компаний. Большинство заводов, которые остались в наследие от советского прошлого, сейчас являются частью международных холдингов. Так, местный завод «Петмол», или «Петербургский молочный комбинат № 1», созданный еще в 1934 году, в 2007 году входит в состав одной из крупнейших молочных групп России — «Юнимилк». После этого все производство было перенесено в промзону Парнас. Спустя 3 года, после объединения компаний «Юнимилк» и Danone, «Петмол» стал флагманским предприятием ГК «Danone–Юнимилк» на Северо–Западе России. Схожая судьба у «Хлебного дома», который вырос из «Хлебозавода Московского района», основанного еще в 1934 году. В 1997 году началось сотрудничество «Хлебного дома» с Группой «Фацер». В 2002 году «Хлебный дом» купил и реконструировал ОАО «Хлебозавод Муринский» и ОАО «Хлебокомбинат Василеостровского района». В 2005 году Fazer Bakeries выкупила у руководства «Хлебного дома» 78 % акций. На базе предприятия финским владельцам удалось создать лидера рынка Петербурга, который входит в топ–3 предприятий пищевой отрасли города.

В кризис как сыр в масле

Компания "Невские сыры" была основана в начале 1990–х. Альберт Суфияров основал ГК "Невские сыры" вместе со своим партнером Александром Никитиным в 1994 году, после увольнения из Вооруженных сил РФ. Начинался бизнес, как часто бывало в те годы, с поставок и продаж в Петербурге импортной продукции — сыра и масла.

От продаж к производству

Кризис 1998 года подтолкнул партнеров к развитию локального производства. И в 1998 году на предприятии была запущена первая производственная линия. В 2001 году компания стала выпускать первую собственную торговую марку "Тысяча озер".

В 2003 году в состав холдинга вошел Порховский маслосырзавод. Спустя 3 года компания начала открывать первые региональные представительства. Из–за динамичного роста объемов производства холдинг принял решение отказаться от дистрибуции партнерских продуктов и сконцентрироваться на продвижении собственных марок. Сейчас "Невские сыры" занимаются производством и продвижением только собственной продукции. Компания выпускает продукцию под брендами "Золото Европы", "Тысяча озер", "Город сыра" и др.

В 2009 году партнеры разошлись и Альберт Суфияров стал единственным владельцем ГК "Невские сыры".

Непрофильные бизнесы

ГК "Невские сыры" активно развивает смежные направления пищевого производства. Так, в 2012 году холдинг, чтобы выйти на рынок майонеза, вложил $1 млн и стал производить майонез на площадках в Колпино и Финляндии общей мощностью 35 тыс. т в год.

В декабре 2013 года холдинг Альберта Суфиярова приобрел производство безалкогольных напитков Rottaler в Германии. Главной целью покупки в компании называли расширение сбыта продукции холдинга "Невские сыры" за рубежом. Холдинг планировал использовать дистрибьюторскую сеть Rottaler для продвижения своей продукции в странах Евросоюза. Компания поставляла в Финляндию, Испанию, США и Израиль около 4% продукции и планировала нарастить эту долю до 10–15% продукции.

Как говорил сам Альберт Суфияров, компания постоянно следит за развитием смежных направлений, в которых могла быть если не лидером, то хотя бы значимым игроком. Это позволяет холдингу быть более диверсифицированным, соответственно, иметь меньше рисков, а главное, это позволяет снизить удельные операционные затраты.

Жизнь после эмбарго

После введения санкций компания "Невские сыры", которая занималась импортом молочных продуктов из Европы, столкнулась с усилением внимания к своему финансовому положению со стороны банков. Но стратегия компании строится не только на импорте, но и на развитии собственного производства. Кроме того, на момент введения санкций компания уже заключила контракты с поставщиками из Латинской Америки, говорил ранее "ДП" Суфияров. После введения эмбарго "Нева милк" стала вести переговоры об увеличении объемов поставок из Уругвая, Аргентины и Чили, а также занялась расширением своего производства, направленного на замещение импорта.

Эту стратегию компания воплощала еще до усложнения экономико–политической ситуации в стране. Так, в 2013 году холдинг "Невские сыры" подписал соглашения с компанией TetraPac и администрацией Вологодской области и открыл свою производственную линию на территории России по выпуску сыра фета под Вологдой. За счет этого компания рассчитывала отказаться от контрактного производства во Франции и снизить затраты на логистику.

Несмотря на кризис и традиционную для отрасли проблему дефицита сырья, сечас "Невские сыры" занимают третье место в стоимостном выражении на российском рынке сыра.

По итогам 2013 года объем продаж холдинга составил более 20 тыс. т, оборот в денежном выражении превысил 4 млрд рублей.

Новости партнеров
Реклама