В чем заключаются ошибки начинающих предпринимателей

Автор фото: Беликов Валентин
На фото: Альфия Мухаметова, директор стартап-акселератора iDealMachine. биржа стартапов

Руководитель стартап–акселератора iDealMachine Альфия Мухаметова - о том, в чем заключаются ошибки начинающих предпринимателей.

Мы — те, кто формирует инфраструктуру для стартапов — наплодили огромное количество полезных инструментов и мероприятий для поддержки начинающих бизнесменов. Нужна команда — есть хакатоны (форумы для разработчиков) и сообщества. Нужна обратная связь — добро пожаловать на линчи, краш–тесты, экспертные сессии. Нужно финансирование НИОКР — вот гранты. Нужны инвестиции — вас ждут фонды и бизнес–ангелы. Нужны смарт мани (деньги плюс инструментарий для развития) — открыты акселераторы. Нужны ресурсы — работают инкубаторы. Нужно образование — есть бесплатные мастер–классы, онлайн–ресурсы.
Но, несмотря на это изобилие, мы по–прежнему на каждом шагу сталкиваемся с комбинацией "посредственная идея плюс нездоровые амбиции".
В чем это выражается. Первое: начинающие предприниматели, начитавшиеся историй успеха Facebook, Google, наивно полагают, что жизнь их основателей была похожа на сказку: случайно придумал гениальную идею, сразу получил миллионные инвестиции и стал звездой и лидером отрасли. Но в подобных историях часто опускается описание первых лет кропотливой работы — на собственном энтузиазме, без инвестиций.
Второе: авторы проектов, основанных на собственных уникальных технологиях, зачастую переоценивают свою идею. Они, как правило, совершенно не понимают, как на базе этой технологии построить работающий бизнес. Зато оценка компании в представлении основателей близится к миллиону долларов лишь из–за наличия патентов.
Третье: все чаще встречаю в презентациях наших заявителей красивые слова "ментор", "эдвайзер". Наличие опытного предпринимателя в проекте, разумеется, увеличивает шансы начинающего бизнеса ошибаться быстрее (что полезно, так как помогает быстрее оценить перспективность идеи). Но эдвайзеры и менторы работать за команду не будут. А у инвесторов есть свое любимое красивое слово — они хотят видеть трэкшн, то есть прогресс в развитии стартапа.
Четвертое: заинтересованность инвестора — это еще не деньги в кармане. Даже если вам сказали: "Молодцы, ребята, хорошая тема, дерзайте". Даже если пригласили на инвестиционный комитет серьезного фонда. От согласия инвестора до физического поступления средств редко проходит меньше полугода. Более того, в процессе детального изучения проекта пыл инвестора часто угасает.
Мы в акселераторе 3 года назад готовы были вкладываться в идеи, оформленные на салфетке. С тех пор мы многому научились и несем резидентам гораздо больше пользы. При этом и нам хочется видеть уже больше, чем просто идеи, а именно факты, аргументы, действия.