Перевозчики пассажиров надеются летом компенсировать убытки от обвала спроса в I квартале

Автор фото: Тихонов Михаил

За лето перевозчики пассажиров надеются компенсировать убытки, которые принес катастрофический обвал спроса в I квартале 2015 года, когда пассажиропоток на международных линиях снизился в 9 раз.

Начало 2015 года не заладилось у всех перевозчиков — воздушных, морских и сухопутных: спрос на международные пассажирские перевозки в I квартале сократился почти в 9 раз.
Опрошенные "ДП" эксперты объясняют такой обвал прежде всего резкой девальвацией рубля. Однако еще большее влияние на пассажиропоток оказала внешняя политика России. Падение спроса в меньшей степени коснулось регулярных рейсов, ориентированных на бизнес–путешественников, и в большей — чартерных рейсов, обслуживающих турпоток.

По мнению перевозчиков, дна рынок достиг в феврале, а в начале марта появились первые признаки роста. К концу года авиаторы, автобусные и морские перевозчики надеются наверстать упущенное. А вот железнодорожники могут остаться в аутсайдерах.

Тридцать три пассажира

Железнодорожники потеряли на международных направлениях больше всех, и главная причина провала не экономическая, а политическая. Так, число перевезенных Северо–Западным филиалом АО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) пассажиров из Петербурга за I квартал 2015 года сократилось почти в 17 раз по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, до 1,6 тыс. человек.
"Основное падение количества перевезенных пассажиров обусловлено отменой пассажирского сообщения с Украиной. Перевозки на Украину составляли 58% общего объема международных перевозок", — пояснили в ФПК.
Еще более глубокий провал — в 24 раза — произошел в сообщении с Финляндией. Поезд ФПК "Лев Толстой" перевез из Петербурга в Хельсинки с января по март всего 33 пассажира.
Значительно меньше сократился пассажиропоток в скоростном сообщении: поезд "Аллегро" в первые месяцы 2015 года перевез в Финляндию 74 тыс. пассажиров, что на 27% меньше, чем за тот же период 2014 года. Хотя стоимость поездки на этом поезде существенно возросла. По данным туристического сервиса "Туту.ру", средняя цена билета на "Аллегро" в начале 2015 года подскочила более чем на 40%, до 4854 рублей.
Из–за падения спроса ниже критической отметки эстонская железнодорожная компания GoRail решила отменить рейсы из Петербурга и Москвы в Таллин. Сначала компания, которая за 2014 год в целом потеряла на российских маршрутах 2 млн евро, резко сократила количество рейсов Петербург — Таллин. Так, с февраля 2015 года поезда, которые раньше отправлялись из Петербурга в Эстонию ежедневно, стали ходить только 2 раза в неделю. С мая же перевозчик решил отказаться от этих рейсов.
По словам исполнительного директора GoRail Алара Пинселя, предприятие не в состоянии больше содержать линии. "Царящее сложное экономико–политическое положение между Россией и Европейским союзом значительно сказалось на численности посещающих Эстонию российских туристов. Кроме того, падение курса рубля сделало путешествия для россиян дороже. Безусловно, функционирование железнодорожного сообщения для Эстонии в целом полезно, однако с экономической точки зрения линии уже долгое время приносят убыток", — отметил Алар Пинсель.

Туристический отсев

Пассажиропоток аэропорта Пулково на международных воздушных линиях в I квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократился на 17,6%, до 963,6 тыс. человек.
В основном пострадали чартерные авиаперевозчики, ориентированные на туристический поток. "Турпоток упал на 30 – 40%, что объясняется резким ростом валюты и цен на туристические туры", — пояснил начальник аналитического отдела ЗАО "Инвестиционная компания ЛМС" Дмитрий Кумановский.
Однако на регулярных международных рейсах пассажиропоток рос. Так, местная авиакомпания "Россия" (не имеющая чартерных рейсов) увеличила перевозки по международным направлениям в I квартале на 5,6%, до 363,5 тыс. пассажиров.

Стоп–курс

Морские перевозчики, ориентированные, кстати, преимущественно на турпоток, пожалуй, единственные, кто не сильно разочарован началом года.
Петербургская паромная компания St. Peter Line , чьи суда курсируют между Петербургом, Хельсинки, Стокгольмом и Таллином, пошла в этом году на беспрецедентные скидки, чтобы привлечь пассажиров.
"Сохранить клиентов нам помогла финансовая гибкость — во время курсовых колебаний мы проводили очень много акций. Например, у нас была акция "Стоп–курс", когда при курсе 65 рублей за евро мы продавали каюты по курсу 55 рублей", — рассказали в St. Peter Line.
Сравнить I квартал 2015 года с аналогичным периодом 2014 года по количеству перевезенных пассажиров невозможно, отметили в St. Peter Line, так как паромы компании в начале 2014–го работали в качестве плавучих гостиниц на Олимпиаде в Сочи и круизный сезон по Балтике начался только с 20 марта. Однако итогами I квартала этого года в компании довольны — перевезли более 80 тыс. пассажиров.

В тренде

Автобусные перевозчики уловили новый тренд — переориентацию клиентов на внутренний туризм, что позволило компаниям смягчить падение спроса на международных направлениях.
"Туристический фокус сместился в сторону междугородних направлений внутри страны: поступало больше запросов на одно– и двухдневные поездки в Великий Новгород, Псков, Печоры, Пушкинские Горы, Карелию. В целом же в I квартале 2015 года количество заказов, исходя из количества откатанных машино–часов, сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в 1,5 раза", — сообщил учредитель ООО "Балтийская автобусная компания" Виктор Нос.
Международный автобусный перевозчик Ecolines зафиксировал падение продаж по всем направлениям примерно на 15%.
"Падение продаж в западном направлении спровоцировано ростом курса евро, на Украину — политической ситуацией", — пояснили в компании. Отрицательное влияние на автобусные перевозки оказал, помимо прочего, уход с рынка крупных туроператоров: на их долю приходилось 60% реализованных билетов.

Позитивный настрой

Несмотря на провальное начало года, уже в конце марта на фоне укрепления рубля перевозчики отмечают постепенное возвращение спроса и осторожно прогнозируют умеренно успешный весенне–летний сезон. "Сейчас мы наблюдаем отскок назад. Люди почувствовали, что апокалипсические прогнозы не оправдались, и спрос начинает возвращаться. Если раньше мы ожидали, что в майские праздники на международных направлениях будет падение примерно в 2 раза по сравнению с прошлым годом, то теперь прогнозируем 30 – 35%. Надо сказать, что это неожиданная и позитивная тенденция", — резюмирует гендиректор "INFOLine–Аналитика" Михаил Бурмистров.
По данным компании St. Peter Line, лето 2015 года может стать не хуже прошлогоднего. "По количеству ранних бронирований вырисовывается очень позитивный прогноз", — отметили в компании. Более того, в этом сезоне St. Peter Line запускает новый маршрут из Петербурга к норвежским фьордам и планирует наращивать обороты также за счет этого направления.
В 2014 году Princess Maria и Princess Anastasia перевезли более 590 тыс. пассажиров, план на 2015 год — 630 тыс. человек. "Сравнивая пассажиропоток в период весенних школьных каникул в 2015 году, можно с уверенностью говорить о приросте пассажиропотока более чем на 10%", — заявили в St. Peter Line.
С умеренным оптимизмом смотрят на предстоящий высокий сезон также в авиакомпании "Россия": "Несмотря на снижение спроса в целом на рынке, мы ожидаем роста загрузки рейсов и расширения клиентской базы".
Осторожен в своих прогнозах на сезон 2015 года и учредитель Балтийской автобусной компании Виктор Нос.
"Курс валют, несмотря на последние тенденции, пока продолжает играть как против кошелька наших соотечественников, так и против перевозчиков: мы не можем снижать цены в попытке привлечь клиентов, так как закупаем импортные запчасти и недешевеющее топливо", — считает он.
В целом перевозчики надеются перевезти в этом году не меньше пассажиров, чем в прошлом. Пожалуй, только у железнодорожников такой надежды нет, так как вряд ли сообщение с Украиной восстановится.