Спрос на международные автобусные перевозки из Петербурга начал восстанавливаться

Автор фото: Михаил Огнев/Mikhail Ognev

Спрос на международные автобусные перевозки из Петербурга с начала года упал на 30%. Однако, как только российская валюта окрепла, пассажиропоток начал восстанавливаться. Перевозчики ожидают, что летом автобусы снова будут заполнены под завязку.

Объем международных автобусных перевозок из Петербурга с января по март этого года сократился на 30% в сравнении с первыми месяцами 2014 года. Однако сейчас спрос начал восстанавливаться, отмечают перевозчики. Они ожидают, что летом автобусы снова будут заполнены под завязку. Так, международный перевозчик ЗАО "Евролайнс", российская "дочка" эстонской Lux Express (учредитель Mootor Grupp), рассчитывает в этом году сохранить объем перевозок на уровне 2014 года — 365 тыс. пассажиров. Однако вкладывать средства в расширение бизнеса Lux Express в России в ближайшее время группа не намерена, заявил глава Mootor Grupp Хуго Осула. По его словам, спрос на перевозки из России серьезно сократился вследствие девальвации рубля.
Ежедневно из Петербурга Lux Express осуществляет восемь рейсов в Таллин, четыре — в Ригу и три — в Хельсинки. Эти направления приносят группе 43% от совокупного объема выручки — 21 млн евро за 2014 год. Остальные 57% дохода компания зарабатывает в Прибалтике и Западной Европе.

Туристы пропали

По словам гендиректора ЗАО "Евролайнс" Райта Реммеля, в начале этого года в направлении Петербург — Таллин компания потеряла 10% пассажиропотока, а в направлении Риги — 5%. "Падение произошло в основном за счет сокращения числа туристов. Наши постоянные клиенты, у которых в Эстонии, Латвии живут родственники или есть бизнес, как ездили, так и ездят", — объясняет Райт Реммель.
Что касается Финляндии, то это особая история, первый рейс из Петербурга в Хельсинки компания совершила в июне 2014 года. За полгода она перевезла 30 тыс. пассажиров, из которых только 45% россиян. Корректной базы для сравнения пассажиропотока нет, но Райт Реммель отмечает, что после девальвации рубля россияне стали меньше ездить в Хельсинки. "Те, кто раньше ездил 3 – 4 раза в месяц, сегодня ездят 1 – 2 раза", — отмечает эксперт.

Пассажир еще вернется

Впрочем, по словам Хуго Осула, с марта, когда рубль начал расти в цене, наметился рост спроса. "Мы позитивно смотрим в будущее, надеемся летом наверстать потери и по итогам этого года перевезти не меньше пассажиров, чем в прошлом году",— заявил Хуго Осула. При этом он заметил, что вкладывать средства в развитие бизнеса в России группа пока не планирует — сегодня компания обновила местный парк тремя автобусами Scania Irizar I6 стоимостью 400 тыс. евро каждый, и пока на этом инвестиции в развитие российского направления приостановлены (всего в российском парке компании 10 машин). "Для нас сейчас приоритетное направление — рынок Польши, в него мы вложим 5 млн евро", — говорит Хуго Осула.
Опрошенные "ДП" участники рынка разделяют оптимизм эстонского бизнесмена. Так, местный конкурент Lux Express, который возит пассажиров регулярными рейсами с петербургского автовокзала в Хельсинки, Лаппенранту, Турку — "Совавто–СПб", — тоже отмечает оживление на рынке. "Сильный провал был с середины января до середины февраля. Сейчас мы отстаем на 30% от уровня 2014 года", — констатирует заместитель гендиректора "Совавто–СПб" Дмитрий Кадомский. По его мнению, в связи с ростом курса рубля все больше россиян в последнее время едет за покупками в Лаппенранту, а пассажиропоток в Хельсинки растет медленнее.
Надежду на возрождение спроса не теряют и компании, специализирующиеся на заказных перевозках. "Вот если позитивная динамика на валютном рынке сохранится и за евро скоро начнут давать 40 рублей, тогда мы все поедем, даже полетим", — иронизирует генеральный директор МП АРС Александр Аристов. А пока, по его словам, оживление на рынке едва заметно, особенно в сегменте заказных перевозок: на них спрос упал намного сильнее, чем на регулярные рейсы. Перевозчики, чтобы хоть как–то пережить тяжелые времена и сохранить бизнес, готовы сегодня возить с минимальной, а то и с нулевой рентабельностью.