Долги инвесткомпании "Таврический" скупила структура, связанная с акционерами банка

Автор фото: Сергей Коньков

Структура, связанная с акционерами банка "Таврический" Сергеем Сомовым и Дмитрием Гаркушей, скупила долги ИК "Таврический" на 4,9 млрд рублей и взяла под контроль банкротство компании, которое началось из-за знаменитого дела "Оборонсервиса".

События вокруг миллиардов рублей ОАО "Ленэнерго", зависших в банке "Таврический", оттеснили на задний план тему банкротства "дочки" этого банка — ООО "Инвестиционная компания "Таврический" (ИКТ). Между тем это банкротство, начавшееся в конце 2013 года из–за знаменитого дела "Оборонсервиса", считается одной из главных причин краха и последующей санации банка "Таврический", который, по версии источников "ДП", похоронил в ИКТ кредиты на общую сумму 6 млрд рублей.
Теперь, потеряв банк ("Таврический" перешел под контроль санатора — банка "МФК" Михаила Прохорова), его акционеры Сергей Сомов и Дмитрий Гаркуша успешно борются за активы ИКТ (недвижимость и ценные бумаги) против главного конкурента — Сбербанка.
ИКТ, которой в равных долях (по 50%) владеют сам банк и ООО "Мирта", связанное с экс–сенатором Евгением Самойловым, была крупнейшим поставщиком угля для Минобороны при министре Анатолии Сердюкове. Министр сменился, началось дело "Оборонсервиса", и военное ведомство отказалось платить за уголь. С начала 2013–го по весну 2014 года ИКТ взыскивала с "дочки" "Оборонсервиса" — ОАО "РЭУ" — долг на общую сумму 4,7 млрд рублей. В апреле 2014 года военные расплатились векселями Международного банка Санкт–Петербурга (МБСП) на 311 млн рублей. Тем временем ИКТ, долги которой составляют 9 млрд рублей, уже сама объявила о банкротстве.
По словам источника, знакомого с ситуацией, у ИКТ изначально было два крупнейших кредитора: банк "Таврический" с требованиями на 6 млрд рублей и Сбербанк с требованиями на 2,3 млрд. При этом у ИКТ было три основных актива: угольная шахта и лесоперерабатывающий комбинат, заложенные банку "Таврический", и долги РЭУ, заложенные Сбербанку.
"Когда запахло жареным, представители "Таврического" приехали в Сбербанк и предложили: давайте объединим наши требования, возьмем процедуру на себя, продадим все, что там есть, и поделим пропорционально между собой, — рассказывает собеседник "ДП". — Сбербанк — на уровне руководства Северо–Западного банка — с радостью согласился, ведь на тот момент его залог, долги РЭУ, имел стоимость, близкую к нулю, так как военные платить не собирались". По словам источника, заключив такое понятийное соглашение (по которому оба банка де–факто отказывались от залоговых прав, а затем по–братски делили между собой конкурсную массу ИКТ), представители "Таврического" отправились в Минобороны и добились мирового соглашения, по которому дочернее предприятие "Оборонсервиса" ОАО "Оборонстрой" 10 апреля 2014 года расплатилось по долгам РЭУ векселями МБСП. Как это им удалось — источник не объясняет.

Стратегия изменилась

По словам источника, как только "мусорный" долг превратился в векселя солидного банка, Сбербанк отказался от соглашения с "Таврическим" и потребовал отдать ему как залогодержателю ценные бумаги. Это послужило началом войны между банками. ИКТ, получив векселя, уже на следующий день передала девять из 24 бумаг на 1,8 млрд рублей в пользу одного из поставщиков — ООО "КомиДревПром", связанного с тогда еще сенатором от Коми Евгением Самойловым, — в уплату долга по договору поставки. Другие векселя были положены в банк "Таврический" на хранение.
В ответ Сбербанк начал настоящую охоту за векселями. 22 мая 2014 года судебные приставы по ходатайству кредитной организации наложили арест на все 24 бумаги. С этим постановлением представители Сбербанка и судебные приставы явились в "Таврический" в сентябре 2014 года за остававшимися там векселями. Но оказалось, что бумаг там якобы больше нет. Это послужило поводом для возбуждения ГСУ УМВД России по Петербургу и Ленобласти уголовного дела по факту присвоения векселей. В январе 2015 года "КомиДревПром" попытался обналичить три своих векселя в МБСП, но банк отказал, сославшись на наложенный арест. Попытка оспорить арест в суде не удалась. Как сообщили в пресс–службе МБСП, с тех пор больше никто векселя этого выпуска к оплате пока не предъявлял.
"Не будь конфликта со Сбербанком, "Таврический" смог бы в январе получить деньги с МБСП и избежать дефолта", — уверен источник, близкий к банку.

Собрали в кулак

Две недели назад Арбитражный кассационный суд Северо–Западного округа удовлетворил ходатайство ООО "Меридиан" о включении его требований на сумму 4,9 млрд рублей в реестр кредиторов ИКТ, из которых почти 2 млрд — по кредитам банка "Таврический", выкупленным у кредитной организации в 2014 году. "Меридиан", у которого в СПАРК прослеживаются четкие связи с акционерами банка "Таврический" Сергеем Сомовым и Дмитрием Гаркушей, стал ключевым кредитором ИКТ.
Оппоненты "Меридиана" — Сбербанк с требованиями на 2,7 млрд, ФНС с требованиями на 100 млн и полтора десятка прочих кредиторов с общими требованиями на 1,2 млрд рублей — остались в меньшинстве.
Пока невыясненной остается судьба еще 4 млрд рублей, которые якобы ИКТ была должна "Таврическому". Ни банк, ни другие кредиторы этот долг пока не предъявляли. Конкурсный управляющий ИКТ Владимир Татауров вчера не стал общаться с журналистом.

Что осталось

Когда пришла пора обналичивать векселя МБСП, банк "Таврический" уже сам находился в кризисе. В нем зависли 19,6 млрд рублей "Ленэнерго" и МРСК СЗ, что вызвало коллапс энергетической отрасли Петербурга и в итоге стало причиной введения в банке санации.