Прокуратура обнаружила нарушение в бизнес-деятельности депутата Сергея Никешина

Автор фото: Ермохин Сергей

Прокуратура обнаружила нарушение антикоррупционного законодательства в бизнесе Сергея Никешина, одновременно работающего в Законодательном собрании. Решение о лишении депутатского статуса возложили на главу ЗС Вячеслава Макарова, который и раньше знал об этих фактах.

Прокуратура заинтересовалась активами бизнесмена Сергея Никешина, который также является депутатом Законодательного собрания Петербурга и возглавляет там комиссию по городскому хозяйству. Несколько месяцев назад dp.ru подробно рассказывал о планах Сергея Никешина по развитию его бизнес-империи.
Основной актив депутата — девелоперская компания "Двадцатый трест", которая должна инвестировать в этом году около 500 млн рублей в строительство бизнес-центра на Портовой улице. Также он является владельцем 17 различных ООО, среди которых есть компания по пассажирским перевозкам "Северная стрела" и автоцентр "Северная стрела", фирмы "Техноцентр", "Офис-центр" и "СН-Инвест", занимающиеся арендой. Ему принадлежит и детский оздоровительный лагерь в Сестрорецке "Зеленый город", строящийся спортивно-оздоровительный комплекс DeFis на пересечении улицы Солдата Корзуна и проспекта Ветеранов, строительная компания "Ульянка строй", центр экспертиз проектов и консалтинговое агентство "КонсалтИнвест" и даже научно-исследовательская компания "Дватри" и фирма по работе с программным обеспечением "Пот Ком Скилс". Также Сергей Никешин руководит фондом "Европейское наследие". Эксперты оценивают активы депутата более чем в 2 млрд рублей.
Прокуратура заинтересовалась бизнесом депутата именно сейчас, поскольку получила жалобу от общественной организации "Муниципальный сканер". Как рассказал dp.ru представитель организации Михаил Маглов, 5 февраля он обратился к депутату Госдумы Дмитрию Гудкову и тот направил запрос в прокуратуру. Ответ пришел 30 марта.
Прокуратура обнаружила нарушение антикоррупционного закона, но заявила, что не обладает полномочиями лишения депутатского статуса. У ЗС такие полномочия есть. Но реализовать их можно только одним способом: председатель Вячеслав Макаров должен инициировать проверку информации о доходах и имуществе Сергея Никешина и о том, каким образом они были получены. Вряд ли Вячеслав Макаров предпримет такие действия. Иначе он мог бы сделать это уже давно, ведь факты о бизнесе Сергея Никешина никогда ни для кого не были секретом.
Сам факт совмещения работы в ЗС и владения бизнесом закона не нарушает. Депутат имеет право владеть активами и может получить дивиденды, но не должен участвовать в управлении бизнесом. Впрочем, на практике грань между статусом учредителя и оперативным управлением очень тонкая. Например, об одном из бизнесов рассказывается на сайте депутата, а одни и те же имена сотрудников фигурируют как в муниципалитете Ульянка (избирательный округ депутата), так и среди сотрудников его компаний.
Есть вопросы и к декларации Сергея Никешина о доходах, где в предыдущие годы был указан только заработок менее 10 млн рублей и собственность, тогда как эксперты оценивают его бизнес-активы в 2 млрд рублей. При этом по закону депутат должен декларировать и свои активы.
Примечательно, что Сергей Никешин одинаково давно занимается и бизнесом, и работой в ЗС. И вопросов к совмещению этих двух занятий до сих пор не возникало.
Так, депутатом он является уже больше 15 лет. За это время он возглавлял ключевые комитеты в городском парламенте (к примеру, бюджетно-финансовый), а также отметился многими громкими законопроектами в области строительства. Так, он предлагал изменить порядок сбора денег с покупателей новостроек, боролся с долгостроями, а также критиковал проект строительства "Охта-центра".
Незадолго до начала работы в ЗС он создал "Двадцатый трест". Крупнейшим проектом фирмы было так и не начатое строительство башни "Петр Великий" на Васильевском острове стоимостью $120 млн (в ценах 1994 года). На эту стройку компания даже получала деньги из бюджета (около $2 млн, что в 1994 году было весьма приличной суммой), однако дальше подготовительной стадии проект не продвинулся, и чиновникам пришлось возвращать деньги через суд, а затем расторгать с компанией договор на строительство. Кроме собственно строительных активов, "Двадцатому тресту" в середине 1990-х принадлежали многие непрофильные активы, в том числе 80% АО "Футбольный клуб "Зенит".
"Муниципальный сканер" планирует оспорить ту часть ответа прокуратуры, где решение о лишении депутатского статуса возлагают на плечи ЗС.