Через несколько недель в Петербурге начинается новый туристический сезон. В этом году операторы готовятся к очередному падению потока туристов. Все в один голос говорят о том, что успехом будет выход на уровень прошлого года.
В прошлом году, по данным комитета по развитию туризма, Петербург посетили около 6 млн человек. В этом году участники рынка даже не мечтают об увеличении туристического потока и прилагают все усилия к сохранению прошлогодних цифр. "Мы рассчитываем, что год закончится на уровне прошлого года, то есть около 6 млн человек, — говорит Инна Шалыто. — Есть определенное сокращение туристов из Западной Европы, но оно будет компенсировано увеличением внутреннего туризма". По ее словам, если и будет падение, то оно не превысит 10%.
В Российском союзе туриндустрии согласны с расчетами чиновников. Представитель организации говорит, что, если этот год закончится на уровне 6 млн человек, это можно будет расценивать как большой успех. Также в РСТ прогнозируют падение на 15% потока туристов из Западной Европы и Америки. "Но к нам все равно едут, так что будут и россияне, и европейцы", — добавили в РСТ.
Не столь оптимистично смотрят на проблему туроператоры. "У нас будет падение на 40-50% въездного туризма со стороны иностранцев. Вряд ли это будет компенсироваться внутренним туризмом, потому что люди будут экономить деньги. Меньше всего пострадают круизные лайнеры, там падения практически не будет, так как им не нужна виза в страну и это сильно облегчает им въезд", — рассказал генеральный директор турфирмы "Мир" Валерий Фридман. Он также добавил, что не согласен с цифрами, которые озвучивают чиновники о количестве туристов. "Нет у нас 6 млн человек, потому что у нас просто нет такого количества гостиниц, чтобы всех их разместить. На мой субъективный взгляд, Петербург посещает около 3 млн человек", — заявил предприниматель.
Его сомнения подтверждаются и статистикой Ростуризма. Так, по расчетам ведомства, именно с туристической целью всю Россию в 2014 году посетило 2,46 млн иностранцев (включая страны СНГ). Вполен возможно, что городские власти принимают за туристов, например, жителей СНГ, которые приезжают в Петербург на работу. И действительно, в 2014 году зафиксирован колоссальный рост въездом, например, украинских граждан в Россиию — 9,8 млн человек против 7 млн человек в 2013 году. Разумеется, какая-то часть из дополнительных 2,8 млн украинцев и правда приехала в Петербург посмотреть на Эрмитаж и белые ночи. Но все же, по расчетам Ростуризма, конкретно туристов с Украины приехало только 41,3 тысячи человек — на 5% меньше, чем в 2013 году.
Всего же в России число иностранных туристов в 2014 году сократилось по сравнению с прошлым годом на 2,8% против роста в 2013 году на 3%. Это данные Ростуризма, подробнее с ними можно ознакомиться тут.
На фоне замедления роста (или даже падения) числа туристов сокращение бюджета комитета по развитию туризма сразу на 26% по сравнению с прошлым годом, с 260 млн рублей до 194,8 млн рублей, выглядит совсем мрачным. Основная статья комитета — расходы на развитие туризма — сократилась в 4,7 раза, со 161,5 млн до 34,9 млн рублей.
По словам главы ведомства Инны Шалыто, комитет тратил эти деньги на организацию выставок, проведение рекламных компаний в мировых аэропортах, PR-поездки на выставки в различных городах мира, издание буклетов и т. п. "Мы провели около 20 выставок в прошлом году, а теперь в 3-4 раза сокращаем их количество", — говорит она, добавляя, что теперь в комитете думают, как провести все эти мероприятия на безвозмездной основе. Раньше работой комитета по организации зарубежных выставок занималась со времен управления по туризму в комитете по внешним связям Марианна Орджоникидзе. В прошлом году она ушла из Смольного.
По мнению участников рынка, PR-мероприятия комитета благотворно влияли на развитие петербургского туризма и помогали находить новых партнеров за границей. Так, в Российском союзе туриндустрии говорят, что комитет проводит правильную политику. После начала падения спроса со стороны зарубежных гостей чиновники Смольного оперативно переключились на внутренний туризм, организуя по всей России серию конференций "Добро пожаловать в Петербург" и другие выставки и мероприятия, которые повышают популярность и привлекательность поездки в Петербург.
Туристический сезон — это возможность неплохо заработать. Это поняли и депутаты Законодательного собрания, которые не так давно решили ввести для туристов дополнительные налоги. По оценке авторов законопроекта, дополнительный налог поможет заработать Петербургу до 240 млн рублей в год. Но в комитете по туризму скептически отнеслись к этой идее. "Сам по себе налог существует в разных городах мира, но у нас кроме этого есть множество других сборов, и получается, что у туристов будет двойное налогообложение, — говорит Инна Шалыто. — Плюс не самый удачный момент выбран для этого. Сама сумма в пару евро, конечно, не остановит людей от поездки, но негативный осадок от лишних сборов может оттолкнуть туристов".
Не помогут увеличению количества туристов и проблемы с инфраструктурой, многие из которых не решаются годами. Основной проблемой все участники рынка называют транспортную. У музеев, достопримечательностей, различных культурных объектов не хватает парковок и удобных подъездов для автобусов. Не хватает в городе и дешевых 2- и 3-звездочных гостиниц, что делает поездку в Петербург особенно дорогой. Также есть большие проблемы с информированием гостей города о событиях, проходящих в Петербурге. В Российском союзе туриндустрии в пример приводят 9 мая: праздник уже на носу, "а у нас до сих пор нет полного списка городских событий".
Введение дополнительных налогов, ужасный имидж России за рубежом, отсутствие денег на продвижение Петербурга как бренда — все это может затормозить на несколько лет рост туристической отрасли города. По разным оценкам участников рынка, былой рост потока можно будет ожидать только через 2-3 года после того, как наладятся отношения между Россией и Украиной.