Смольный вернулся к идее перевести частных перевозчиков на газовое топливо

Автор фото: Сергей Коньков

Наличие газовых автобусов будет одним из требований конкурса на 420 городских маршрутов (65% всех линий). Перевозчикам надо инвестировать по 100 млн рублей или отказаться от конкуренции с "Пассажиравтотрансом". Он такие автобусы купил за счет бюджета.

В преддверии конкурсов на обслуживание маршрутов общественного транспорта Смольный вернулся к вопросу перевода автобусов на газовое топливо. Пункт об этом включат в конкурсную документацию, сообщил сегодня глава комитета по транспорту Александр Воробьев после совещании с вице-губернатором Игорем Албиным.
Требование о наличии автобусов на газе будет касаться всех перевозчиков. Сейчас такие автобусы есть только у государственного "Пассажиравтотранса": 45 автобусов с комплектом ГБО (газобалонное оборудование) были куплены за бюджетные деньги и курсируют, заправляясь метаном на единственной заправке "Газпром-нефти" на Пулковском шоссе, 42А. 
В 2015 году город намерен купить для ГУП "Пассажиравтотранс" еще 39 автобусов, работающих на газе. Кроме того, и комитет по благоустройству намерен приобрести 12 единиц газомоторной техники. Около 280 млн рублей в 2013 году потратили на покупку 30 газовых машин для ГУПа, а после этого город покупал еще 15 автобусов более чем за 180 млн рублей.
В  этом году истекает срок 75 договоров на перевозки по 421 автобусному маршруту, что составляет 64% от всей маршрутной сети города, обслуживаемой частными компаниями. Новый конкурс в Смольном пока решили не проводить, а продлить договоры с перевозчиками как минимум еще на год. Но, как недавно стало известно dp.ru, договоры, скорее всего, будут продлеваться не со всеми перевозчиками, а только с крупными.
Год назад чиновники уже говорили о необходимости в перспективе достичь показатель в 800 газовых автобусов в городе. Для начала предлагалась покупка 8-9 автобусов в парк для каждого перевозчика. Тем более, перевод на газомоторное топливо 50% общественного транспорта в мегаполисах - это распоряжение премьера Дмитрия Медведева по указанию президента Владимира Путина. Если все 800 газовых машин купят за счет бюджета, то можно сделать вывод о выделении около 100 млрд рублей из петербургской казны на эту программу, но это звучит утопично.
Автобусы, работающие на газовом топливе, стоят на 15% дороже обычных, в среднем около 12,5 млн рублей за одну машину. Таким образом, одной компании для покупки 8-9 автобусов понадобится инвестировать около 100 млн рублей. Кроме того, такие автобусы гораздо дороже в эксплуатации. К примеру, по технике безопасности для их ремонта нужны отдельные от обычных автобусов помещения. Возникают сложности и с заправкой - пока что в городе очень мало газовых АЗС, и автобусам приходится много ездить впустую. Коммерческие компании не готовы на такие расходы.
Как ранее рассказывал dp.ru Михаил Богданов, первый заместитель гендиректора ОАО "Третий парк", переходить на газ коммерческие перевозчики не намерены, пока у них не будет "подтвержденного объема заказов". Бизнесмены опасаются инвестировать в закупки подвижного состава, в том числе и в закупку газовых автобусов, поскольку у них нет уверенности, что новые машины удастся выгодно использовать или хотя бы вывести на самоокупаемость.
Однако Смольный не планирует субсидировать такие закупки. Напротив, предполагается, что перевозчики сначала закупают газовые автобусы, а потом уже участвуют в конкурсах. Если же они так и не решатся на инвестиции в закупку газовых автобусов, то, надо полагать, маршруты получит "Пассажиравтотранс".
На данный момент в городе 477 социальных маршрутов и 306 коммерческих. За год социальных маршрутов стало на 14 больше. Число коммерческих маршрутов сокращено на 2%. На социальных маршрутах цена фиксируется чиновниками (сейчас 28 рубль), на коммерческом можно установить любую цену, но не выше 36 рублей.