Смольный может получить до 5,7 млрд рублей на штрафах за незаконные рекламные щиты

Автор фото: Ковалев Петр
Рекламный щит.

Комитету по печати Петербурга могут разрешить составлять протоколы о незаконной наружной рекламе, что позволит чиновникам собирать до 5,7 млрд рублей в виде штрафов. Участники рынка говорят, что из-за таких штрафов операторы рекламы обанкротятся.

Пополнить городской бюджет за счет крупных штрафов за незаконное размещение рекламных конструкций предлагает петербургский депутат Марина Шишкина. Сегодня на заседании городского парламента будет рассмотрена законодательная инициатива "О внесении изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях".
Проект этих поправок предварительно обсуждался и получил поддержку комитета по печати, а также ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти.

Полиции не до рекламы

В соответствии со статьей 14.37 КоАП эксплуатация рекламных конструкций без разрешения влечет наложение штрафа на юрлиц в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей. Потенциально в Петербурге под такие штрафы попадают большинство участников рынка. Депутат ссылается на данные Контрольно–счетной палаты СПб: из 11 тыс. рекламных конструкций у 9630 (это 85%) истекли сроки договоров на установку и эксплуатацию. По Бюджетному кодексу, штрафы за нарушение законодательства о рекламе подлежат зачислению в федеральный бюджет (40%) и в бюджет субъекта РФ (60%). По подсчетам Марины Шишкиной, при 100%–ном привлечении к административной ответственности всех, чья наружная реклама оказалась вне закона, поступления в бюджет Петербурга могут возрасти на 2,8 – 5,7 млрд рублей (в зависимости от размера штрафа). Это почти 1% от доходной части бюджета Петербурга на 2015 год.
Однако до сих пор в Петербурге операторов наружной рекламы штрафовали довольно редко. В 2013 году по составленным сотрудниками полиции протоколам было назначено штрафов на общую сумму 2,164 млн рублей, в прошлом году — на 3,150 млн рублей. Фактически взыскано еще меньше, за 11 месяцев 2014 года в городской бюджет перечислено всего 816,6 тыс. рублей по этой статье.
"Для такого мегаполиса это просто смешная сумма. Пора признать, что система работает неэффективно. У полиции кроме незаконной наружной рекламы много других забот", — говорит Марина Шишкина. Для более эффективного привлечения к административной ответственности в Москве и Петербурге правом составлять протоколы по ст. 14.37 КоАП РФ предлагается наделить сотрудников госоргана, который выдает разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В Петербурге это комитет по печати и взаимодействию со СМИ.
Стоит отметить, что недавно назначенный главой этого комитета Сергей Серезлеев выступал за массовый снос рекламных конструкций, ставших нелегальными после завершения сроков договоров.

Не время для штрафов

Ассоциацию операторов наружной рекламы Петербурга к работе над законопроектом не привлекали. "Если эти штрафы будут реализованы, то все операторы наружной рекламы подадут на банкротство. Эти деньги просто нереально взыскать, — считает председатель АОНР Кирилл Опарин. — У петербургского рынка нет такого объема поступлений от клиентов, к тому же из–за кризиса количество рекламодателей снижается".
По подсчетам " Эспар–аналитик ", в 2014 году петербургский рынок наружной рекламы из–за демонтажа сократился на 6%, до 22,3 тыс. сторон. За последний год средняя коммерческая загрузка наружной рекламы в Петербурге снизилась с 73 до 68%. Объем рынка в денежном выражении, по предварительным оценкам, сократился до 4,5 – 4,6 млрд рублей. "Проблема петербургского рынка не в недостаточном количестве санкций, а в том, что нет торгов на право размещения наружной рекламы", — уверена руководитель петербургского офиса "Эспар–аналитик" Вера Дементьева. Объявленный летом 2014 года аукцион на установку и эксплуатацию 8,1 тыс. рекламных конструкций был отменен антимонопольной службой — его условия были сформулированы некорректно. При вице–губернаторе Александре Говорунове создана рабочая группа с участниками рынка, которая обсуждает адресную программу размещения наружной рекламы в Петербурге и условия новых торгов, но до завершения работы еще далеко, рассказал "ДП" один из ее участников, генеральный директор ООО "Премиум аутдор медиа" Сергей Колесников.