Специальные налоговые режимы сделают более доступными, а ставки по ним — более щадящими. Законопроект, разработанный минфином в рамках антикризисного плана правительства, проходит публичное обсуждение. По планам разработчиков, он вступит в силу в 2016 году.
Один из первых законопроектов, разработанных в рамках антикризисного плана, недавно опубликованного правительством, проходит публичное обсуждение. Пакет изменений налогового законодательства, внесенный минфином РФ, должен снизить налоги и расширить область применения налоговых льгот. Речь идет об упрощенной системе налогообложения, патентах, ЕНВД и налоговых каникулах.
Специальные налоговые режимы характерны тем, что они освобождают от отдельных видов налогов, отчетность по ним значительно проще, но вот воспользоваться ими могут далеко не все. Ограничения зависят от доходов, численности сотрудников и ряда других параметров.
Пока меры, которые будут прописаны в законопроекте, не конкретизированы. Текста документа в карточке на портале обнародования проектов нормативных актов еще нет. В общих чертах запланированные изменения прописаны в уведомлении.
В законопроекте, в частности, предлагают дать право региональным властям снижать ставку по упрощенной системе налогообложения с 6% от оборота до 1% — о тех, кто выбрал в качестве объекта налогообложения прибыль, речи не идет. Сегодня ставка по "упрощенке" региональных отличий не подразумевает. Ставку в 6% чаще всего выбирают те, чья деятельность не подразумевает расходов на закупки — весьма востребованный вариант у легально работающих фрилансеров, например. Есть и вариант с 15%, но с прибыли.
Использовать УСН можно, если годовые доходы не превышают 60 млн, численность сотрудников — 100 человек, остаточная стоимость компании — 100 млн. Система, кроме того, подразумевает 50%-ное списание платежа на сумму взносов в фонды, ИП без наемных сотрудников могут списать и 100%.
Открытая статистика ФНС показывает, что в 2013 году по УСН с объектом налогообложения "доходы" представили 75,8 тыс. деклараций (35 тыс. — ИП). Перечислить в бюджет они должны были 9,1 млрд рублей (3,4 млрд — от ИП).
Еще одна новинка — расширение списка областей бизнеса, работать в которых можно на основании патента. Каких — без текста не ясно, на сегодняшний день таких 47. Региональные власти, к слову, уже имеют право добавлять в этот список виды деятельности по своему усмотрению, а вот убирать их из федерального списка — нет. Например, в Петербурге их 50. Налог работает по принципу "заплатил и забыл" и начисляется по ставке в 6% от потенциально возможного дохода. Они, в свою очередь, разнятся в зависимости от вида деятельности, максимальный — 1 млн. Его законопроектом предлагается снизить до 500 тысяч рублей.
К слову, у регионов есть право увеличивать уровни доходов. Так, в Петербурге максимальный составляет 2,5 млн рублей. Региональные власти также вправе дифференцировать максимальные планки в зависимости от количества сотрудников, но в том же Петербурге это пока не реализовано. В том числе этим обусловлена низкая популярность патентов в городе — по данным ФНС, по итогам первого полугодия 2014 года в Петербурге их выдали 582 штук.
В необходимости расширения федерального списка сомневается заместитель председателя петербургской "ОПОРы России" Андрей Горюнов. А вот давление на регионы в этом смысле стоит усилить. Если, например, в одном из субъектов развиты какие-то народные промыслы, нет смысла прописывать их в списке для всех. Федеральный перечень охватывает практически все распространенные виды деятельности. Если его и будут расширять, то вероятно сделают более конкретным, чтобы заточить под реальное применение, считает эксперт.
Предлагается также дать субъектам Федерации возможность снижать ставки для тех, кто применяет ЕНВД, вдвое — до 7,5%, но для отдельных видов деятельности. И снова загадка, о чем конкретно может идти речь.
"В текущей ситуации не может быть каких-то приоритетных в этом смысле видов бизнеса, снижать ставки нужно для всех", — считает исполнительный директор НП "Союз малых предприятий Петербурга" Владимир Меньшиков. "Речь, думаю, точно не будет идти о розничной торговле, а это две трети малого бизнеса, — сетует руководитель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. "Самое тяжелое положение сейчас в общепите, цены на продукты сильно выросли, арендные ставки вниз тоже не двигаются, еще я бы помог перевозчикам", — говорит Андрей Горюнов.
Сейчас ставка по ЕНВД установлена на уровне 15% для всех видов деятельности, которые подпадают под режим. Это, например, розничная торговля; общественное питание; бытовые и ветеринарные услуги; ремонт, техобслуживание и мойка автомобилей; распространение/размещение рекламы; аренда торговых и земельных участков, гостиничный бизнес, пассажирские и грузовые перевозки.
По данным отчетности ФНС, в 2013 году декларации по ЕНВД в Петербурге представили 22,4 тыс. организаций и 52,7 тыс. ИП. Плательщики налога в итоге должны были перечислить в бюджет 2,3 млрд рублей, на долю ИП пришлось 867 млн.
Законопроект также подразумевает расширение круга ИП, которые смогут воспользоваться налоговыми каникулами в течение двух лет после регистрации. Это коснется сферы бытовых услуг, а также производства. Здесь ситуация интересная. Производственная сфера и без того прописана в профильном федеральном законе наряду с социальной и научной. Конкретные виды деятельности должны устанавливать регионы. В Петербурге до конкретной реализации уже принятого федерального закона далеко (еще только создается рабочая группа по этому поводу), а тут для них еще одна задача назревает.
Любое, даже теоретическое, послабление это, конечно, хорошо, но, по словам Алексея Третьякова, в сегодняшних условиях предлагаемые меры подобны сиропу от кашля при острой форме туберкулеза. Налоги на фоне остальных болезней экономики, продолжает он метафору, не самое страшное.
"Мелкую розницу, например, сейчас гоняют, как вшивого по бане — огромное количество ограничений по аренде, продаваемому ассортименту, постоянные проверки, — не скупится он на примеры. — Если говорить о федеральном законодательстве, хорошо бы начать с закона о торговле, а закончить специальными, ограничивающими, например, продажу подакцизных товаров. Практика показывает, что курить люди меньше от запретов не начинают, пить алкоголь — тоже, а вот мелкая розница из-за этого разоряется в угоду торговым сетям".
На днях глава петербургского УФАС Вадим Владимиров назвал долю торговых сетей в продуктовой рознице — официально около 80%. По факту она куда больше, уверен Алексей Третьяков. По его словам, сначала нужно создать конкуренцию, а после думать над следующими шагами.
Малый бизнес ценен для государства не суммой собираемых с него налогов, а рабочими местами, которые создает, уточняет старший менеджер практики налоговых и юридических услуг EY в Петербурге Федор Блинов. Общая доля налогов, собираемых по УСН, ЕНВД и ПСН, заложенных в бюджет города на 2015 год, составляет около 3% доходной части, большая часть приходится на "упрощенку". Соответственно, даже двукратное сокращение налогового бремени на весь малый бизнес с 2016 года незначительно снизит доходы города.
"Вместе с тем, возможно, стоит делать государственную поддержку более адресной и стимулировать только те сферы деятельности, которые, во-первых, действительно в этом нуждаются и, во-вторых, развитие которых дает наибольший кумулятивный эффект для экономики города", — говорит Федор Блинов.
В уведомлении уточняется, что предлагаемые меры должны заработать в 2016 году. Перед этим должен появиться как минимум текст законопроекта. После ему предстоит пройти экспертное обсуждение, миновать парламент и получить подпись президента. Перспектива одобрения законопроекта, если смотреть на разработчика, сомнений не вызывает, другое дело, что в пути документ может измениться до неузнаваемости.
У Андрея Горюнова нет сомнений и по этому поводу — большая часть предлагаемых мер предложена как раз "ОПОРой России", уточнил он dp.ru. "Мы уже видели, как даже при тотальном сопротивлении бизнеса, но при наличии политической воли, власти за месяц провели законопроект о муниципальном сборе, — вспоминает заместитель председателя петербургской "ОПОРы России". — Сейчас есть и воля, и бизнес за. Если при таких условиях не успеют до конца года принять, грош цена такому правительству".