Объем рынка товаров интимного назначения в Петербурге оценивается в 400 млн рублей в год. В связи с кризисом ожидается падение рынка до 40% и закрытие 20% магазинов.
В Петербурге насчитывается около 90 магазинов для взрослых, их оборот оценивается владельцами примерно в 400 млн рублей в год. Самая крупная петербургская сеть "Розовый кролик" состоит из 35 магазинов (еще пять магазинов в других городах), по пять магазинов у PornoMania и "Он и она" (работает по франшизе). Оборот одного магазина составляет 3-5 млн рублей в год. По подсчетам участников рынка, около 30% продаж приходится на белье и аксессуары, еще 40% занимают игрушки (фаллоимитаторы, вибраторы и т. д.), остальное занимают БАДы, товары БДСМ (кроме специализированных БДСМ-магазинов) и сувенирная продукция. С 2010 года ежегодно рынок рос на 10–15%, но количество магазинов почти не менялось, так как одни закрывались, другие открывались. "Открываются небольшие точки, которые, отработав полгода, закрываются: это все не просто "купи-продай", — поясняет директор магазинов "Искушение" Рената Зарипова. Закрыл супермаркет "Точка G" экс–мэр Архангельска Александр Донской. Три магазина "Империя разврата" были закрыты, а собственники ушли в онлайн-торговлю. "Содержать магазины оказалось нерентабельно. Сейчас у нас нет издержек на аренду, зарплату продавцов и т. д.", — cчитает совладелец Степан Петров.
Бизнесмены прогнозируют, что падение рынка уже в 2015 году может составить 15-40% из–за снижения покупательной способности, а продукция, около 70% которой составляет импорт, подорожает из-за скачков курса валют.
Что тормозит бизнес
В Европе секс-шопы посещают около 46% жителей, а в России — 7%. Совладелец сети "Розовый кролик" Максимилиан Лапин объясняет невысокую посещаемость в России стереотипами, комплексами и воспитанием. "В Европе магазины для взрослых — это как аптеки. Мы позиционируем себя как магазин укрепления семьи. На входе у нас ограничение по возрасту 0+, так как основной ассортимент — это белье, туфли, косметика, контрацептивы. А внутри есть небольшие закрытые отделы с товарами для взрослых", — говорит он.
Читайте также:
Магазины
"Розовый кролик" накормит любителей "клубнички"
Стоимость открытия секс-шопа составляет 2,5-3 млн рублей, сроки окупаемости до кризиса — более 1 года, если место было выбрано удачно. Наценка на различные виды продукции — до 200%. Пик продаж приходится на праздники, в частности, День святого Валентина. При этом клиентов постепенно перетягивают интернет-магазины. "В условиях тотальной занятости и нехватки времени онлайновые магазины, безусловно, находят все большее количество почитателей, такая тенденция наметилась уже давно", — отмечает владелица бутика "Империя чувств" Ксения Попкова.
Однако совладелец сети PornoMania Вадим Химич говорит, что в интернет-магазинах цены ниже, но люди предпочитают покупать "вживую", чтобы потом не возникло досадных разочарований.
Не заместить импорт
Более 70% на прилавках занимает импорт, основные производства европейских и американских компаний расположены в Китае. Из-за скачков курса валют дистрибьюторы уже сообщили, что стоимость продукции будет расти, и прекратили отсрочки платежей. Закупочная цена по отдельным позициям выросла вдвое, а на старые запасы повышение пока составило до 10%.
Максимилиан Лапин рассказывает, что готов развивать производство под собственным брендом. "Розовый кролик" ведет переговоры о создании первой партии товаров с компанией "МиФ". "В идеале планируем свое предприятие. Но если помещения найти нетрудно, то с сырьем проблемы: качественный латекс, винил, силикон закупается в основном в Европе. Кроме того, нужны льготы по налогам, так как дело это довольно затратное". В России есть несколько крупных производителей игрушек для секс-шопов. Директор по развитию ГК "Асткол" (производство "МиФ", дистрибуция, торговля) Виталий Мороз говорит, что мощности "МиФ" составляют около 100 тыс. изделий в год.
"Среди отечественных производителей наша доля — около 50%, однако в общем объеме рынка это крайне мало, — рассуждает Виталий Мороз. — Но в кризисное время мы ждем, что на российские товары обратят внимание". По его словам, с высокотехнологичной иностранной продукцией отечественное производство конкурировать не может, а вот с реалистичными игрушками — вполне.