В первом полугодии 2015 года эксперты ожидают снижение покупательской активности в торговых и торгово-развлекательных комплексах на 15-20% по сравнению с декабрем 2014-го.
Предновогодний бум
Ажиотажный спрос практически на все группы товаров, который наблюдался в ноябре-декабре, сменился традиционным январским затишьем. На обычную предновогоднюю покупательскую лихорадку в конце прошлого года наложилось стремление граждан потратить обесценивающиеся рубли, вызванное ростом валютных курсов и сопутствующей этому инфляцией. Руководитель службы маркетинга МФЦ "Миллер Центр" (Приморский район) Мария Огнева отмечает, что посещаемость этого комплекса в конце года выросла на 12-14%.
В среднем по городу рост спроса в разных ТК наблюдался на уровне 10%. Охотнее всего население тратило деньги на покупку товаров длительного пользования: бытовой техники, мебели, товаров для дома. В этих сегментах увеличение спроса в последние месяцы года достигало 30-40%. Одеждой и продуктами питания люди запасались на 15-20% активнее, чем летом и в начале осени.
По оценке гендиректора брокерской компании "Финансовое агентство" Ивана Шарова, за последние две недели декабря в магазинах электроники рост оборота составил в среднем 260% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
Товары и кредиты дорожают
В январе в ТК и ТРК всегда наблюдается отток покупателей. Однако в этом году он будет более ощутим, чем обычно, прогнозируют эксперты. С начала года подорожали многие товары, особенно те, которые чувствительны к валютным колебаниям: техника, электроника, мебель, одежда, многие продукты питания. Цены резко подскочили уже в декабре. Так, непродовольственные товары, по данным Петростата, подорожали в этом месяце в среднем на 2,2% (в целом за год на 8,9%). В том числе стиральные машины — на 29,1%, холодильники — на 22,2%, утюги — на 25%, телевизоры — на 27,5%. Продукты питания за декабрь прибавили в цене 4,4% (в целом за год на 18,4%).
Одновременно банки повысили ставки по потребительским кредитам для населения. Например, Сбербанк 24 декабря объявил о повышении ставок на 7-10%. Ставки по потребительским кредитам без залога теперь начинаются от 20% годовых, по кредитам с поручительством — от 19,5%.
По подсчетам экспертов FinNews, у ВТБ24 потребительские кредиты также подорожали: минимальные ставки по кредиту наличными увеличились на 2,5-7,5% годовых в рублях, максимальные — на 6%.
Банк "Хоум кредит" выдает кредиты наличными до 500 тыс. рублей под 34,9% годовых, кредит "Пенсионный" (до 150 тыс. рублей) можно взять под 29,9%
Кроме того, многие петербуржцы, планировавшие крупные покупки на 2015 год, сделали их в конце 2014-го, стремясь успеть приобрести товары до повышения цен.
Кому не грозит падение спроса
В итоге общее падение спроса в ТК в начале 2015 года может достичь 20%, прогнозируют участники рынка.
В первой половине года будут пользоваться спросом товары первой необходимости, прогнозирует Ольга Аткачис, руководитель отдела торговых помещений ASTERA. В большей степени отток покупателей почувствуют районные торговые комплексы среднего уровня, находящиеся в непосредственной близости от сильных конкурентов. Крупным торговым центрам, расположенным на пересечении пешеходных потоков и имеющим сильный пул арендаторов и развлекательную функцию ("Галерея", "Стокманн", "Гранд Каньон"), снижение покупательской активности пока не грозит, считает она.
Больше других защищены от падения посещаемости комплексы с удачной концепцией и внутренней логистикой, считает Мария Огнева. Так, в "Миллер-Центре" компании одного рода деятельности объединены в кластеры, что, по ее мнению, может увеличить поток покупателей на 10-20%. Стабильные покупательские потоки генерируются за счет проведение постоянных регулярных акций в рамках двух тематических проектов этого МФК. Проект "Бульвар детства" объединяет магазины детской одежды, развивающие центры, танцевальные студии. Здесь еженедельно проводятся интерактивные праздники для детей и родителей и другие тематические мероприятия. Проект "Созвездие вкусов" объединяет 20 ресторанов. В рамках этого проекта также проходят регулярные акции.
Похожих концепций придерживаются в ТРК "Гранд Каньон" (Выборгский район) и "Радуга" (Московский район). Например, в "Радуге" каждые выходные проводятся мастер-классы по рукоделию и декоративно-прикладному искусству для детей и родителей, а также бесплатные концерты, театральные представления, лекции и интерактивные акции. В будние дни действуют образовательные проекты для детей и взрослых — в частности, по изучению французского языка. В ТРК проходят выставки детского творчества.
Ольга Аткачис полагает, что объединение компаний одной группы в кластеры в рамках ТРК вряд ли повлечет за собой резкое увеличение спроса на предлагаемые ими товары. Однако активная группа покупателей, скорее всего, сделает выбор в пользу того комплекса, где сосредоточены магазины интересующего их сегмента. "Наиболее успешно сегодня функционируют те комплексы, которые объединили в себе развлекательную функцию, ориентированную как на детей, так и на взрослых. Эффективным является объединение в кластеры операторов одежды и обуви, товаров для дома", — говорит она.
При этом в период кризиса многие специализированные ТК в Петербурге могут расширить профиль деятельности. Так, в сети ТРК "Платформа", которая ранее позиционировалась как исключительно обувная, теперь можно купить бытовую технику и электронику, одежду, галантерею. Небольшие мебельные центры (в частности, "Уют" в Красногвардейском районе) из-за оттока арендаторов начинают сдавать площади под торговлю одеждой, косметикой и другими непрофильными товарами.