В России падает пассажиропоток на всех видах транспорта

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

В конце 2014 года рост перевозок сменился стагнацией - пассажиропоток начал падать не только у железнодорожников, но и у авиаторов, а также у автобусных и морских перевозчиков, у которых объем заказов сократился чуть ли не до нуля.

За 11 месяцев 2014 года авиаторы и железнодорожники перевезли вместе более 180 млн пассажиров, что на 1% выше уровня предыдущего года. При этом на протяжении всего года железнодорожники теряли клиентов, а авиаторы наращивали пассажиропоток. В сентябре, впервые за долгие годы, российские авиакомпании перевезли больше пассажиров, чем РЖД в поездах дальнего следования (9,2 млн человек против 8,3 млн). Однако уже в ноябре из–за резкого падения спроса на авиаперевозки железнодорожная монополия снова оказалась впереди.
Авиаторам, привыкшим за последние годы к стабильно растущему спросу, пришлось экстренно перестраивать бизнес–модель, поскольку падение продаж и рост долговой нагрузки — прямой путь к банкротству. Не прогнозируемые до присоединения Крыма санкции и последовавшая за ними девальвация сделали свое дело — пассажиропоток пошел на убыль, а расходы (номинированные в иностранной валюте) резко возросли. Авиакомпании начали рапортовать об убытках, а некоторые и вовсе оказались на грани краха. Впрочем, в тяжелой ситуации оказались и морские перевозчики, а также автобусные компании, у которых объем заказов сократился чуть ли не до нуля.

Спасение от банкротства

По мнению большинства экспертов, главная причина замедления спроса на авиаперевозки — это сокращение международных перелетов из–за резкой девальвации рубля. Пока это событие не отразилось в статистике, более существенное влияние на сокращение пассажиропотока, как отмечают в "Аэрофлоте", оказали введенные ограничения на полеты на Украину. Из–за этого впервые за последние 5 лет "Аэрофлот" понес убыток — 3,6 млрд рублей за 9 месяцев этого года.
Как ранее писал "ДП", в ноябре в арбитраж стали поступать иски к третьему по величине пассажиропотока авиаперевозчику РФ — авиакомпании "ЮТэйр". Один из самых жестких российских кредиторов, Альфа–Банк, даже добился ареста имущества перевозчика, но позже сменил гнев на милость и дал компании шанс выжить.
Допустив ряд дефолтов по облигациям своей "дочки" "ЮТэйр–финанс", "ЮТэйр" начала договариваться с кредиторами о реструктуризации задолженности. Не в лучшей ситуации оказалась и компания "Трансаэро". Оба перевозчика обратились за материальной помощью к государству.
По словам вице–премьера Аркадия Дворковича , компаниям предложено хорошее лекарство: госгарантии по кредитам и субсидирование внутренних перевозок. В частности, "Трансаэро" получила госгарантий на 9 млрд рублей по кредитам ВТБ. А если эти меры не помогут, то правительство предпримет что–нибудь более действенное. Как точно заметил руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, это слишком большие компании, чтобы им позволили обанкротиться.

Дисбаланс господдержки

Государственной помощи просят и железнодорожники, чтобы хоть как–то замедлить падение пассажиропотока на поездах дальнего следования, который сокращается второй год подряд. По их мнению, падение спроса происходит из–за того, что государство слишком щедро субсидирует авиаторов.
По словам вице–президента "Российских железных дорог" Михаила Акулова, одна из острейших тем — субсидирование пассажирских перевозок. Ежегодно правительство и РЖД до хрипоты спорят о размере субсидии, который регулярно сокращается. В результате растут цены на билеты, и пассажиры все чаще предпочитают путешествовать не поездом, а самолетом. За 11 месяцев этого года железнодорожники лишились 8 млн пассажиров и такое же количество клиентов обрели авиаторы.
По мнению Михаила Акулова, решением этой проблемы может стать запуск механизма поддержки перевозок в поездах дальнего следования на основе государственного заказа с учетом окупаемости инвестиций перевозчика. Только на обновление пассажирских вагонов РЖД (по 480 новых вагонов в год) требуется более 11 млрд рублей.
Эти средства компания рассчитывает получать из федерального бюджета. В противном случае РЖД попросту не сможет перевозить всех желающих. Если не обновлять парк вагонов и локомотивов, то, по оценкам некоторых экспертов, к 2020 году объем пассажирских перевозок по железной дороге сократится примерно вдвое.

Стоп–машина

Представители частного бизнеса в сфере автомобильного и водного транспорта сетуют на сокращение спроса разве что только на международных направлениях, причем только за пределами стран СНГ.
Автобус остается самым недорогим средством передвижения из России в соседние государства — в Белоруссию, на Украину и т. п. А в направлении стран дальнего зарубежья дела обстоят весьма печально. Спрос на поездки в Финляндию сокращается с начала года. Но, несмотря на это, крупнейший в странах Прибалтики международный перевозчик Lux Express Group (компанию основал в 1992 году Хуго Осула) запустил с июня три рейса в день из Петербурга в Хельсинки и обратно. Насколько успешен оказался этот проект по итогам года, в компании не комментируют.
Однако другие участники рынка говорят, что международные автобусные перевозки из Петербурга сейчас встали. Не лучшие времена переживают и паромные линии.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Рынок международных автобусных перевозок просто рухнул. Прежде цены на поездки всегда рассчитывались в евро, но после резкой девальвации рубля практически все компании заморозили цены — пересчитывали цену в рубли не по текущему курсу ЦБ, а по 55 рублей за евро. Но это не помогло: когда евро превысил отметку 70 рублей, то желающих ехать за границу практически не осталось, туристический поток иссяк. Люди сейчас больше думают не о путешествиях и заграничном шопинге, а о том, будет ли у них работа после Нового года и как сохранить средства.
Александр Аристов
директор ООО "МП АРС"
На новогодние праздники отказов от поездок нет, некоторые клиенты отказывались от поездок из–за девальвации рубля, но это происходило до ноября. Наши клиенты могут получить все услуги на борту судна — им не надо искать ночлег и где поесть. Сейчас мы запустили акцию "Стоп–евро" — продаем билеты на регулярные рейсы по курсу 60 рублей за евро. Хотя почти все наши расходы номинированы в евро, а 70% доходов получаем в рублях. Чтобы минимизировать валютные риски, пытаемся заменять иностранных поставщиков отечественными.
Сергей Котенев
генеральный директор ST.PETER LINE