Как запустить успешную рекламную кампанию с помощью селфи

Автор фото: Никольский Алексей/ТАСС

Маркетологи и рекламисты активно используют в своей работе базовую потребность человека в самовыражении, трансформированную в селфи. Впрочем, злоупотреблять этим повальным увлечением не стоит, предупреждают эксперты.

Если честно, то на Западе тема селфи уже поднадоела, говорит Влад Титов, руководитель Лаборатории социальных медиа, это было в тренде полгода назад, в настоящее же время разнокалиберные селфи у многих вызывают лишь раздражение. "Поэтому, если селфи использовать в рекламной кампании в лоб, это может даже нанести бренду вред. Но есть другие варианты — выстроить кампанию с юмором, и прежде всего с юмором по отношению к самому себе", — убежден он. По его словам, в рекламной кампании может неплохо смотреться и быть эффективной, например концепция подшучивания над самой темой селфи.

Примеры эгоцентризма

Среди примеров удачных и успешных селфи–кампаний в основном западные образцы. Ролик "Коби против Месси", обыгрывающий селфи знаменитых спортсменов в кампании Турецких авиалиний, за неделю набрал 74 млн просмотров на Youtube. Нью–Йоркская публичная библиотека установила фотоавтоматы, посетители могли фотографироваться и размещать снимки в соцсетях. Компания Johnson&Johnson выстроила на основе тренда селфи свою благотворительную кампанию Selfless Selfie. За каждую загруженную фотографию компания вносила $1 на реализацию выбранной пользователем благотворительной цели. Нестандартно подошел к эгоцентричному тренду журнал National Geographic, использовав в своих принтах селфи, сделанные дикими животными, — в спальнях, лифтах и туалетах.
Российских удачных примеров, по словам специалистов, до обидного мало. "На мой взгляд, неплохая кампания получилась в социальных сетях у Sony Xperia, когда пользователям предлагалось придумать новый, свой собственный вид селфи: например, underwater–селфи (селфи под водой), wind–селфи (селфи, когда волосы развеваются на ветру) и т. д. Получилось здорово, потому что пользователей было очень легко зажечь этой идеей", — говорит Дмитрий Лазарев, технический директор отдела социальных медиа агентства PRT. "ТЦ "Жемчужная плаза" разместил в женских уборных мотивирующие стикеры "Я самая красивая", "Я самая яркая" и т. д. с официальным тегом торгового центра — #жемчужнаяплаза. Количество пользовательских фотографий из уборных в центре возросло в разы. Мнения ходили разные, но факт остается фактом: любовь девушек к "туалетным" селфи способна повысить эффективность рекламной кампании. Важно поймать момент, когда люди морально готовы делать такие фотографии. Уборные и лифты — безусловные фавориты, это уже почти классика жанра", — рассказывает Виктория Дим, CEO SMM–студии Social King.

Специфика использования

Селфи как рекламный ход, по мнению профессионалов, может отлично сработать в какой угодно сфере бизнеса. "Основной вопрос — аудитория. Селфи должны быть естественным видом фотографий для представителей целевых групп, на этапах исследования и планирования кампаний мы всегда проверяем их фотопривычки: места, ракурсы, обработку. Нужно очень хорошо знать свою аудиторию, чтобы понимать последствия кампании, потому что репутационные риски есть всегда: вы не можете управлять пользовательскими фотографиями. Запускать волну стоит только с полной уверенностью в собственных силах, иначе ситуация может легко выйти из–под контроля", — считает Виктория Дим. Она добавляет, что наиболее подходящие сферы для продвижения с помощью селфи — фитнес–клубы, салоны красоты, магазины косметики и одежды. "Но есть и неожиданные примеры. Так, в Британии взрывной успех имела кампания производителей клейкой ленты, призвавших покупателей выкладывать фотографии, на которых они… обматывают лицо скотчем. Бредовая с первого взгляда идея была с восторгом воспринята и породила чуть ли не целое движение фанатов таких снимков", — комментирует она.
Довольно активно используют тему селфи и производители смартфонов с фронтальной камерой, так называемых "селфи–фонов". "В рекламных кампаниях, направленных на продвижение таких смартфонов, ключевое сообщение для потребителя звучит примерно так: "Делай селфи с комфортом — чаще и больше". Получилась такая занятная история: сначала мода на селфи породила поколение подобных телефонов, а теперь производители культивируют моду на селфи. На волне популярности селфи эту идею подхватили и сотовые операторы, рекламирующие высокоскоростной доступ в Сеть", — говорит Дмитрий Лазарев.
Впрочем, рекламные кампании далеко не всегда удачны. В качестве примера он приводит баннерную рекламу одного из российских сотовых операторов со слоганом "Загружай селфи гигабайтами". "Вряд ли кто–то из пользователей когда–нибудь задумывался о том, сколько "весит" селфи, потому что эта цифра незначительная — речь идет о паре мегабайт, но уж точно не о гигабайтах. На мой взгляд, куда уместнее было бы использование идеи селфи в случае фокуса на скорости мобильного Интернета, позволяющей моментально опубликовать селфи, но не на количестве переданных данных. Иными словами, этот слоган не попадает в цель, а история с селфи выглядит очень надуманно. А именно надуманность, согласитесь, чаще всего раздражает в рекламе", — резюмирует Дмитрий Лазарев.