Алексей Петрук Все статьи автора
14 октября 2014, 10:31 809

"Деловой Петербург". Таксопарки мечтают остаться одни в Сети

Фото: Коньков Сергей

Госдума хочет запретить деятельность интернет–операторов по заказу такси. Таксомоторный рынок России идет по пути Европы, где на интернет–диспетчеров, подключающих нелегалов, ополчились традиционные перевозчики.

Этим летом по крупнейшим городам Европы, включая Лондон и Париж, прокатились забастовки таксистов, протестующих против интернет–сервиса Uber и других нелицензированных служб. Ситуация на российском таксомоторном рынке по мере развития интернет–агрегаторов тоже накаляется. Из–за конкуренции со стороны онлайн–агрегаторов такси традиционные операторы ежегодно теряют 0,5 млрд рублей дохода (в целом оборот таксомоторного рынка составляет 10 млрд рублей), и сумма эта стремительно растет. Зато оборот интернет–сервисов такси за год вырос почти вдвое. Участники рынка такси лоббируют изменения в законодательстве, которые запретят работу таких интернет–приложений, и уже заручились поддержкой в Госдуме.

Экономные агрегаторы

В сентябре заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту, депутат от ЛДПР Александр Старовойтов, призвал запретить в России сервис Uber. А глава правления ассоциации "Национальный совет такси", депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, потребовал ужесточить контроль и за другими сервисами.

Онлайн–агрегаторы появились в Петербурге 3 года назад, в Москве — на год раньше. Сейчас по такой системе предлагают услуги отечественные "Яндекс.Такси", RuTaxi ("Такси "Везет") и Wheely (разработка сына экс–губернатора Пермского края Антона Чиркунова), американский Uber и израильский GetTaxi.

У агрегаторов (за исключением RuTaxi) нет своих машин, они лишь координируют рынок заказов. По договору с ними водители–предприниматели и таксопарки перечисляют оператору до 20% выручки. За это агрегатор обеспечивает их заказами. Стоимость поездки, оформленной через агрегатора, — от 200 рублей за 5 км, что на 30% дешевле, чем у традиционного перевозчика, работающего по телефонным вызовам. Некоторые перевозчики наладили заказ такси через собственные интернет–сайты, но не выдерживают конкуренции с агрегаторами, в распоряжении которых обычно несколько тысяч машин. Онлайн–операторы выбирают ближайшее к клиенту авто. В итоге время ожидания у них — 10–15 минут против 30–40 минут у обычных перевозчиков.

Как поясняет глава Некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга Юрий Вейков, таксисты, работающие через онлайн–заказы, добиваются снижения цены за счет экономии на обязательных платежах. Бизнесмен регистрируется как ИП, получает лицензию. "Потом ИП можно закрывать и работать, не платя налогов и не проводя техосмотров автомобилей, медицинских осмотров водителей, не оплачивая аренду помещений для машин, стоянок, соцпакеты сотрудников и остальные расходы, которые приходится нести перевозчику, который соблюдает все требования закона", — говорит Юрий Вейков. Примерно половина водителей, сотрудничающих с агрегаторами, не соблюдают эти требования, утверждает он.

Проверить невозможно

Агрегаторы не отвечают за качество перевозок, они предоставляют только информационно–посреднические услуги. По словам главы ассоциации "Петербургское такси" Александра Холодова, за ними нет строгого контроля. "Водители работают по вызовам через свой гаджет, не пройдя техосмотр и медосмотр. В Великом Новгороде я слышал по радио рекламу агрегатора такси: "Едешь с работы? Возьми пассажира!" — рассказал он.

В Петербурге 400 таксомоторных организаций и 22,5 тыс. водителей с разрешениями на перевозку. Еще столько же таксуют без лицензий, уверен гендиректор такси "6000000" Алексей Эвентов.

Агрегаторы утверждают, что проверяют перевозчиков, заключая с ними договор. Менеджер по работе со СМИ "Яндекса" Элина Ставинская говорит, что сервис не допускает "бомбил" к работе с клиентами, автоматически сверяя всех водителей с базой разрешений на перевозку пассажиров. В GetTaxi говорят, что проверяют документы о регистрации ИП у тех, с кем работают.

Но другие агрегаторы, например Uber, позволяют клиенту вызывать любую находящуюся поблизости машину, не проверяя наличие разрешения. Именно поэтому в нескольких странах Европы деятельность Uber запрещена. "Операторы "Яндекс.Такси", GetTaxi и RuTaxi не видят водителей. Любой водитель может подключиться к такому сервису", — поясняет Алексей Эвентов. Агрегаторы не могут проверить, какая именно машина отправляется по вызову — от лицензированного перевозчика, от ИП, уже прекратившего деятельность, или же это частный "бомбила".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама