"Деловой Петербург". Порт дозаправки

Автор фото: Тихонов Михаил

Компания "Энерготехнологии и проектирование" вложит 300 млн рублей в развитие порта Йоханнес севернее Петербурга. Это удачное место для дозаправки яхт, отмечают эксперты.

Электротехническая компания "Энерготехнологии и проектирование" (ЭТП), принадлежащая Кириллу Седову и Игорю Тарараксину, вложит 300 млн рублей собственных средств в развитие яхтенного порта Йоханнес, расположенного под Выборгом в поселке Советский (до 1948 года поселение называлось Йоханнес).
В 2012 году ООО "Энерготехнологии и проектирование" учредило ООО "База отдыха в поселке Советский", которое арендовало 4 га акватории Финского залива и 3 га земли на 49 лет у администрации Выборгского района, Невско–Ладожского водного бассейнового управления и Выборгского лесничества. В ближайших планах инвестора — построить на арендованных территориях причальную стенку, волнорез и зимнюю стоянку для маломерных судов.
Общая длина причальных линий составит 600 м. Количество стояночных мест, в том числе для яхт водоизмещением более 40 т, достигнет 500.
Таким образом, этот порт станет крупнейшей мариной Ленобласти. Таким же количеством мест может похвастаться только петербургский яхт–клуб "Балтиец", принадлежащий предпринимателям Сергею Богатыреву, Александру Веретенникову, Владимиру Климбеку, Андрею Савельеву и Виктору Селивановскому. Помимо того, в планах инвестора — построить в порту Йоханнес гостиницу, ресторан, развлекательный комплекс, так как большую часть дохода (60%) маринам приносят услуги рекреационного характера, и только 40% — аренда стояночных мест.
Емкость рынка обслуживания маломерных судов Петербурга оценивается в 3 млрд рублей в год. Окупить вложения инвестор рассчитывает за 15 лет.

Заправим всех

Минувшим летом в порту заработала заправка.
"С точки зрения дозаправки Йоханнес расположен очень удачно. Маршрут на север от Петербурга у яхтсменов был непопулярен, потому что в Выборге дозаправка неудобна, а в Зеленогорске небезопасна. Для катеров средних размеров путешествие в этом направлении означало билет в один конец, им негде было заправиться", — говорит директор базы отдыха в поселке Советский Андрей Некрасов. Его полный тезка глава поселка Советский Андрей Некрасов надеется, что проект даст импульс развитию поселка прежде всего за счет создания новых рабочих мест, увеличения оборотов магазинов, гостиницы. "Напрямую в бюджет мы много денег не получим", — говорит Андрей Некрасов. По его словам, портом уже заинтересовались финские яхтсмены.
Впрочем, некоторые участники рынка сомневаются, что спрос на услуги порта будет высоким.
Командор яхт–клуба "Балтиец" Владимир Климбек отмечает, что в Петербурге у местных марин мало клиентов–яхтсменов.
Хотя в Северной столице зарегистрировано 55 тыс. частных маломерных судов, а в Ленобласти — еще 65 тыс., яхт среди них, по данным Ассоциации маломерных судов Петербурга, всего 1,1 тыс.
При этом на территории Петербурга действует 26 портов для маломерных судов общей вместимостью 7800 мест.

Рассчитан на соседей

"Скорее всего, Йоханнес рассчитан на яхтсменов из соседней Финляндии, потому что для жителей Петербурга это слишком далеко. Также порт будет удобен как транзитный пункт, где яхтсмены смогут отдохнуть и дозаправиться", — отмечает Денис Денисов, представитель порта для маломерных судов в Кронштадте — форта Константин (принадлежит ОАО "Третий парк").
В то же время Анастасия Грачева, директор по коммуникациям петербургского яхт–клуба "Геркулес", полагает, что если в порту возведут инфраструктурные объекты, то Йоханнес вполне сможет стать самостоятельным, а не промежуточным звеном яхтенной инфраструктуры региона.
Держать яхту под Выборгом, проживая в Петербурге (а между ними 140 км), мало кто согласится: не наездишься. Однако порт Йоханнес может стать базой дозаправки для моторных судов и местом укрытия от непогоды для парусных судов. Он также будет полезен как промежуточный пункт между Финляндией и Петербургом. Кстати, в Финляндии насчитывается около 1,5 млн частных маломерных судов. В каждом поселении есть причал, почти все они принадлежат муниципалитетам, и у каждого поселка или городка можно пришвартовать катер или яхту. Такая культура сложилась исторически.
Александр Камелин
глава Ассоциации маломерных судов Санкт–Петербурга