Латвия отказалась впускать Иосифа Кобзона, Олега Газманова и Валерию за их позицию по Крыму. Эстонцы запретили въезд Стивену Сигалу за то же самое. Культурные пространства начинают совпадать с границами, и вторгаться в них становится нельзя.
Совсем недавно мы возмущались отменой гастролей в России украинской группы "Океан Эльзи". Лидер коллектива Слава Вакарчук, как известно, выступал на Майдане в Киеве и всячески его поддерживал. За что и поплатился — отечественные политики не могли стерпеть, чтобы такой человек безнаказанно пел свои песни в России.
Теперь примерно то же самое продемонстрировала Латвия. В "черный список" угодили столпы отечественной эстрады в виде Иосифа Кобзона, Олега Газманова и Валерии (по паспорту Аллы Перфиловой). Они, заявил глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс, "способствовали подрыву суверенитета Украины" и "агрессивно поддерживали" присоединение Крыма. Теперь все трое не смогут приехать в Юрмалу на фестиваль "Новая волна", и не споет больше Газманов латышам про "Москву — златые купола", а Валерии придется забыть свой хит "Рига – Москва".
Единым фронтом с соседями в борьбе за суверенитет Украины выступила и Эстония, где отменили концерт Стивена Сигала. У ветерана боевиков, оказывается, имеется группа, которая так и называется Seagal's Blues Band, и вот эта группа должна была выступить на фестивале "Августовский блюз". Но не выступит, потому что приятель Путина Стивен Сигал тоже выступал за присоединение Крыма к России и даже пел гимн ДНР. Это не понравилось Тынису Мяги — это такой эстонский Кобзон, который и поднял шум, и МИДу.
В общем, культурная борьба обостряется. В России ведь не только "Океан Эльзи" не пустили. На днях православные активисты сорвали концерты Мэрилина Мэнсона в Новосибирске и Москве. Отменили по обращениям неравнодушных депутатов концерт "Ляписа Трубецкого" в Пскове.
Культурное пространство в наши дни совпадает с идеологическим. Фестиваль "Новая волна" в Юрмале — это на самом деле не что иное, как маленький заповедник советской культуры, придуманный и организуемый мастодонтами вроде Игоря Крутого, Аллы Пугачевой, ну и, конечно, без Кобзона тут тоже не обойтись. Здесь интересны детали, которые уже выяснили специализирующиеся по жизни звезд издания. Валерия, например, летела в Ригу из Женевы, а Крутой — с Лазурного берега. У Газманова, оказывается, квартира в Юрмале (не вполне понятно, как ему можно в таких условиях запрещать въезд). Это в духе времени — выступать "за Крым", сидя в Швейцарии и летать на уик-энд изображать ностальгию по советскому времени.
Это раньше советская эстрада была допустимым инструментом для такой ностальгии. Ну, то есть как бы считалось, что вот сидит, допустим, Раймонд Паулс или Игорь Крутой за белым роялем, поет Пугачева или Лайма Вайкуле, и все как бы показывают, что все было не так и плохо, и "Песня года" всех объединяла. Сейчас так уже не получается, и если ты за Майдан и против Крыма, то тебе уже нельзя петь здесь, а если против Майдана и за Крым, нельзя петь там. Не будет ничего удивительного, если в следующем году никакой "Новой волны" уже не будет. Нельзя больше на фоне сбитых Боингов эксплуатировать ностальгию, нельзя в стране НАТО петь "Офицеров", а в стране побеждающей духовности — про права гомосексуалистов, это такое же вторжение, вот что, кажется, хотят нам сказать как чиновники, так и сами артисты.