До конца 2014 года в Петербурге будет введено четыре торговых комплекса площадью 229,2 тыс. м2. Однако даже после этого объем ввода магазинов по итогам 2014 года уступит показателям последних четырех лет.
За второй квартал 2014 года в Петербурге не появилось ни одного нового торгового комплекса. По данным аналитической компании Jones Lang LaSalle (JLL), за первое полугодие объем рынка остался неизменным, и в настоящий момент составляет 2,06 млн м2.
До конца года в Петербурге ожидается ввод в эксплуатацию четырех торговых центров: ТЦ "Парнас" (общая площадь – 15 000 м2, арендопригодная – 6 500 м2), ТЦ "Монпансье" (общая площадь – 58 500 м2, арендопригодная – 30 500 м2), ТЦ "Европолис" (общая площадь – 141 700 м2, арендопригодная – 60 440 м2) и ТЦ "У Красного моста" (общая площадь – 14 000 м2, арендопригодная – 11 200 м2).
Но даже в случае реализации всех заявленных проектов объем ввода по итогам 2014 года уступит показателям последних четырех лет. "В последние полгода мы отмечаем значительное снижение спроса на торговые площади со стороны ретейлеров. В сегменте торговых центров арендаторы с осторожностью подходят к выбору объекта – на текущий момент востребованы лишь наиболее популярные торговые комплексы, способные генерировать значительный трафик", — пояснила руководитель отдела проектного брокериджа ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Светлана Чернышева. При этом аналитики компании Colliers International прогнозируют рост рынка торговых центров. По их данным, рынок до конца года увеличится на 6% и достигнет 2,67 млн м2.
Однако по обеспеченности магазинами на человека Петербург по-прежнему входит в число лидеров среди европейских городов. Эксперты JLL подсчитали, что в нашем городе на каждого жителя приходится 401 м2 торговых площадей. Это больше, чем в Лондоне и Берлине, но меньше, чем в городах Восточной Европы.
Самыми обеспеченными с точки зрения объема качественных торговых площадей на 1 тыс. жителей являются Московский, Приморский и Центральный районы. При этом Приморский район – лидер по общему объему рынка, здесь расположено более 20% всех ТЦ Петербурга. "На мой взгляд, ближайшее будущее – за микрорайонными торговыми центрами площадью 5-7 тыс. м2. Крупные ТЦ можно возвести лишь в тех районах, где их еще нет: Красносельском, Пушкинском и, возможно, Калининском", — добавила Чернышева.
При этом во втором квартале 2014 года арендные ставки в ТЦ практически не изменились — максимальная базовая ставка осталась на уровне $2 тыс. за м2 в год.
Примечательно, что при спаде строительства ТЦ, уровень вакансий в них растет. "Свободные площади появляются даже в тех торговых комплексах, где ранее существовали очереди. Уровень вакансий в этих случаях составляет в среднем 5%. Те ТК, которые и ранее не пользовались у арендаторов активным спросом, сегодня стоят наполовину пустые", — пояснили в агентстве АРИН.
По данным специалистов, в 2014 году наиболее активны на рынке представители продуктового ретейла – они занимают помещения до 7 000 м2, сети общественного питания, которые в основном представлены в помещениях от 100 до 500 м2, и магазины, реализующие детские товары, они размещающиеся на площадях от 500 до 3 000 тыс. м2.
В апреле, впервые с начала 2014 года, наблюдалась положительная динамика розничного товарооборота Петербурга, однако рост составил всего 0,2%, а в мае вновь произошло сокращение на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.