Сегодня вступают в силу поправки в закон о русском языке, которые запрещают использовать мат в музыке, кино, литературе и театре.
Сегодня, 1 июля, вступают в силу поправки в закон "О государственном языке Российской Федерации", которые запрещают использование ненормативной лексики в теле- и радиоэфире, в кинопрокате и при публичном исполнении произведений искусства.
Отныне фильмам, в которых содержится нецензурная брань, не будет выдаваться прокатное удостоверение. Правда, есть и исключения, к ним относятся показы фильмов по кабельному или спутниковому телевидению, а также показы зарубежных картин на международных кинофестивалях в России.
Что же касается музыки и книг, то теперь на упаковках носителей и обложках должна появиться специальная пометка "содержит нецензурную брань", чтобы покупатель осознавал риск прослушивания записи. С театром все гораздо проще – сценаристам и авторам просто предстоит найти нормативные синонимы к матам в постановках.
Если же эти нормы не будут соблюдаться, нарушителям грозит административный штраф: для граждан – от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц – от 4 тыс. до 5 тыс. рублей, а для юридических лиц штраф составит от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.
"Мы живем в стране, в которой постоянно что-то запрещают, — говорит историк и писатель Лев Лурье. – Этот запрет ни на что не повлияет, его вообще не стоило вводить. Это то же самое, что запретить ковыряться в носу".
В свою очередь, художник Дмитрий Шагин уверен, что в нашей стране запреты в принципе не действуют. "Проходит время, и все становится по-старому. А этот запрет, видимо, очередная попытка продемонстрировать бурную деятельность", — считает Шагин.
При этом он подчеркивает, что сам против ненормативной лексики, потому что она несет негативную энергетику. "Но как можно запретить человеку говорить, как ему нравится? Тем более, запретный плод сладок. А что касается кино и театра, может, начнут придумывать созвучные слова, чтобы заменять мат и не нарушать закон", — смеясь, заметил художник.
Однако не все деятели искусства считают, что запрет неправильный или бессмысленный. Так, например, актер Михаил Боярский заявил, что подобная мера правильная, она способна повысить уровень культуры в обществе. "Я матом не ругаюсь. А кто это делает – пусть читают Библию, там все написано", — сказал актер.
Но, если отвлечься от морально-этической стороны вопроса, то можно увидеть и новые возникшие трудности. "Главное — это необходимость получать прокатные удостоверения для публичного показа фильмов. И неважно, что это у вас — снятый на телефон ролик, фестиваль студенческого кино или что еще. Без прокатного удостоверения публично демонстрировать нельзя. При этом, замечу, по-прежнему можно демонстрировать что угодно кому угодно в интернете. Поэтому выглядит закон, мягко говоря, странно", — считает переводчик Дмитрий Пучков, известный также как Гоблин.
Он также отметил, что в переводах для дубляжа нецензурной лексики никогда не было и нет. "Ну, а решать за взрослых людей, что и как они должны смотреть в кино за собственные деньги — это, безусловно, мощнейший шаг", — заявил Пучков.
По его мнению, вместо введения запрета на мат следует вводить возрастные рейтинги или показывать фильмы, в которых содержится нецензурная брань, только на вечерних сеансах, билеты на которые будут стоить дороже. "А рассказы про "нравственность"... В общем, очередная победа над здравым смыслом", — резюмировал переводчик.