"Деловой Петербург". Как пломбир назовешь

Автор фото: globallookpress

С 1 января 2016 года производители не смогут называть свой товар мороженным, если состав продукции не соответствует новому техрегламенту, который вступил в силу 1 мая 2014 года. Игроки рынка ждут удорожания сырья и собираются поднимать цены.

С 1 мая 2014 года вступил в силу новый технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции". Согласно этому документу, мороженое — это взбитые, потребляемые в замороженном виде сладкие молочные или молокосодержащие продукты.
Они делятся на несколько видов с определенными стандартами производства, и название на упаковке должно соответствовать описанию в техрегламенте (см. иллюстрацию).
До 31 декабря 2015 года установлен переходный период, когда мороженщикам не запрещено продавать продукты в старой упаковке. Но затем все названия приведут к общему виду.
техрегламенте появилась новая схема декларирования мороженого, стали более строгими требования к упаковке, производству и хранению сырья и готовой продукции, — поясняет Светлана Кашкина, директор по качеству ОАО "Петрохолод". — Считаю, что в целом потребитель выиграет и станет больше доверять производителю".

Крупным справиться легче

Специалисты рассказывают, что техрегламент Таможенного союза очень похож на российский, но различия все же есть. Главное — больше нельзя писать на упаковке слова "молочное", "сливочное", "пломбир", если в состав продукта входит заменитель молочного жира.
А фруктовый лед, шербет и другие замороженные продукты, в которых молока меньше, чем прописано в новых нормах, не смогут содержать в названии и само слово "мороженое".
Гендиректор Союза мороженщиков России Валерий Елхов считает, что продажи мороженого не упадут и производителям бояться нечего.
"Перемены будут заметны скорее для покупателей, которые увидят на витринах всего несколько видов мороженого. Остальное назовут "десертами", "шербетом" и так далее", — говорит Валерий Елхов. Он также добавляет, что большинство производителей начали готовиться к новым требованиям заранее, поэтому "охлажденные десерты" появятся на прилавках магазинов уже скоро.
Михаил Уткин , генеральный директор ЗАО "Холод славмо", считает, что о переменах на рынке говорить рано, пока не завершился переходный период. Но в будущем рынок ждет укрупнение заводов–лидеров и закрытие маленьких производителей.
При этом специалист сомневается, что государство сумеет проследить за соблюдением всех норм: средств на это не выделено.
"На потребителях изменения вряд ли отразятся, — рассуждает Михаил Уткин. — Люди голосуют рублем: если вкус продукта ухудшается, его просто перестают покупать".
Многие игроки рынка отмечают, что покупатели от нового регламента только выиграют, ведь у них будет более полная информация о продукте.
"Продажи мороженого все же зависят от погоды, — считает Марина Гуженко, представитель ОАО "Петрохолод". — Не думаю, что введение в действие требований повлияет на продажи, они скорее зависят от рекламной стратегии компании".

Риск для натуральных

Сегодня в России около 150 производителей мороженого, и они заполняют рынок более чем на 97%, почти не оставляя места экспорту. Среди лидеров рынка России — компании Uniliver, Nestle, "Русский холод" и "Айсберри". В Петербурге же главные игроки — "Петрохолод" и Хладокомбинат № 1.
Оборот рынка в 2013 году, по данным DISCOVERY Research Group, составил 63,4 млрд рублей, что на 8,6% больше показателя 2012 года.
Объем рынка мороженого в натуральном выражении не показывает стабильного роста или падения, в денежном — заметно растет.
"Стоимость мороженого будет продолжать расти, основные причины — рост цен на упаковку, сырье, они дорожают на 10 – 20%, и мы соответственно повышаем цены на мороженое", — поясняет Михаил Уткин.
Новые стандарты могут обострить ситуацию для тех марок, которые в маркетинге делают ставку на натуральность и соответствие ГОСТам: у них не останется возможностей снизить себестоимость продукции, и придется только поднять цену.
Большинству производителей, которые ориентируются на сегмент HoReCa, ничего не угрожает: они чаще всего делают ставку на оригинальность сорта и уже сейчас называют свою продукцию "сорбетами", "джелато" и т. д.